Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 9 июля 2013 г.

Мюнхгаузен в Малороссии

 
Выставка «Мастер импровизации – барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен», организованная Латвийской Академической библиотекой и музеем барона
Мюнхгаузена, произвела настоящий фурор не только в Харькове, но и во всей Украине. Cотрудники университетской библиотеки зачитали недавно найденый документ – письмо барона одному из своих друзей, в котором Мюнхгаузен рассказал о своем путешествии в Россию и Малороссию. Итак, вот несколько расшифрованных строк из найденного документа, подтверждающего пребывание барона в Украине: «…Вы помните, мой дорогой и
славный друг, что мой девиз – никогда не терять присутствия духа и находить выход из самых ужасных и невероятных ситуаций. Мы с Вами всегда выполняли наш долг патриота, солдата и просто честного человека. Когда я и Вы в декабре 1737 года в семнадцатилетнем возрасте отправились в далекую и таинственную Россию из немецкого городка Боденвердер, что в Нижней Саксонии, так как были приглашены на службу в свиту герцога Антона Ульриха Брауншвейгского, я не подозревал, что судьба занесет меня на некоторое время в удивительное и совершенно сказочное место, называемое Малороссией. Дорогой мой, как упоительны, как роскошны осенние дни в Малороссии! Небо, что чистое зеркало, лениво и
задумчиво стоят подоблачные дубы, размышляя о скорой зиме, тихо колышут
огненно-золотистыми головами цветы, которых не сыщешь в Европе – подсолнухи.
Один из них был таких невероятных размеров, что я использовал его вместо лодки
и проплыл по реке Псел до самых Сорочинцев, приманивая семечками рыбу, кото-
рая сама запрыгивала мне прямо в лодку. Мне так же удалось побывать в заме-
чательном месте с музыкальным названием Диканька, проехал я местами пора-
жений шведов и добрался до удивительного города со странным названием
Харьков, где квартировал некоторое время. Губернский город славится своими
четырьмя ярмарками. Здесь на Покровской ярмарке мне пришлось закупать амуни-
цию и провиант, покупать новых лошадей и приобретать лекарства для заболевших
солдат. Товаров на ярмарку привозится миллионов этак на 15. Впрочем, все это
есть в моих отчетах в полковую канцелярию.
    Чтобы сократить время и быстрее добраться до Харькова, я вспомнил мой
старый и надежный способ передвижения на ядре. Прибыв в город, я сильно удивил местных жителей, которые тут же попросили меня научить их путешествовать таким образом, так как, к их великому сожалению, дороги в Малороссии просто ужасны. С удовольствием я выполнил просьбу харьковцев, и теперь многие из них держат у себя в хатах этот незаменимый вид транспорта. Должен заметить, что люди эти необыкновенно талантливы и смекалисты, один из них, по фамилии Хазик, сразу же захотел построить у себя в городе небольшой заводик по воздушному передвижению. Я часто бывал при дворе, восхищался фейерверками, тпроизводимыми на разных торжествах, но клянусь Вам, что такого фейерверка, который мне довелось видеть в городе Харькове, Европе и не снился. Самое
главное, дорогой друг, что был он произведен по моему плану и рекомендациям,
мною составленным. Все небо было расцвечено огнями, и видны они были не
только в Полтаве, но даже некоторые жители Киева могли наблюдать в эту ночь
странное свечение, не подозревая, что видят отблески грандиозного торжества в
торговом городе. В городе Харькове изрядная архитектура, да просто прелесть,
улицы ровные, чистые, прямые, публичные здания великолепны, таких грандиозных
фонтанов не сыскать и в Париже. Магазины наполнены всякого рода товарами; не
успеет что явиться в Петербурге, уже привезено в Харьков и продано, вся
Малороссия съезжается за покупками на городские рынки. Однако Харьков поразил
меня мечтой горожан построить в городе высотные здания, коих нет еще в их
стране. Что касается угощений, дорогой друг, то Вы, наверное, помните тот
гигантский паштет, который был подан на одном из императорских обедов, когда с
него сняли крышку, наружу вышел одетый в бархат человечек и с поклоном
преподнес императрице на подушечке текст стихотворения. В Харькове же, на
ярмарке мне преподнесли вареник с вишнями, размером же в несколько немецких
площадей, причем харьковцы заверили меня, что после того, как этот вареник
будет съеден, на месте его будет разбита площадь, равной которой не будет в
Европе. Пришлось мне пройтись и по учебным заведениям города. С удивлением я
обнаружил, что нет в нем университета, библиотек, книжных лавок, чем был я
несказанно поражен, так как один из моих родственников (надеюсь, Вы это
помните) – Герлах фон Мюнхгаузен – основал знаменитый Геттингенский уни-
верситет. Поговорив подробно обо всем этом с местным философом, учившим
всякого народа звания детей православных в училищном Покровском монастыре, я
оставил ему некоторые свои размышления относительно учебных заведений в
городе. И, кажется мне, дорогой друг, что этак лет через двести будет в этом городе не один университет, а, по крайней мере, двадцать…»
       Копия письма была передана на хранение в музей барона в Латвию. 
             А в подлинность письма хотите – верьте, хотите – нет…

Комментариев нет:

Отправить комментарий