«РУСАЛКИ» И
КАЧЕНОВКА
"Третьей большой
картиной отца были «Русалки».Тотчас после солнечно-яркого «Перенесения Ковра» вздумалось
ему создать ночной, залитый луной пейзаж
в русском духе,
с лесом, мельницей и привидениями сказочных водяниц. В этой третьей картине, из
всех самой популярной пожалуй, эффектно сочетается с южнорусским
ландшафтом
взлетающая к небу вереница озаренных месяцем обнаженных женских фигур. «Русалки»
начаты были давно.
Наступило лето 1878 года, отец решил дописать их в нанятой у Свирского усадьбе, на границе Черниговской губернии и Полтавской (недалеко от Диканьки Кочубея), — я уже упоминал об этом музыкальном приятеле отца (позже он завел художественную мебельную фабрику). Имение называлось, помнится, Загоны. Приехали; началась работа; для «Русалок» отец соорудил даже барачную мастерскую в усадебном парке.
Наступило лето 1878 года, отец решил дописать их в нанятой у Свирского усадьбе, на границе Черниговской губернии и Полтавской (недалеко от Диканьки Кочубея), — я уже упоминал об этом музыкальном приятеле отца (позже он завел художественную мебельную фабрику). Имение называлось, помнится, Загоны. Приехали; началась работа; для «Русалок» отец соорудил даже барачную мастерскую в усадебном парке.
Поездка в Загоны
была моим первым путешествием. Конечно, я ничего не могу помнить о том, как
дописывались «Русалки», мне еще и году не было. Но тут произошел эпизод...
О нем надо
рассказать, он характеризует эпоху, а его последствия глубоко повлияли на жизнь
нашей семьи и, в частности, на творчество Константина Егоровича.
Рассказываю со слов матери. В некое летнее
утро к крыльцу подкатила коляска четвериком с форейтором. Из коляски выпрыгнул
незнакомый помещик подчеркнуто-малороссийского облика: длиннейшие темные усы
вниз и украинский «кабиняк» (тальма) с пряжкой... в алмазах! Лицо сухое,
желтоватое. Мал ростом, худощав, порывист. Войдя в дом, он спросил повелительно
вышедшего ему навстречу Константина Егоровича: «Вы профессор Маковский?» —
«Я». — «А я
здешний помещик, Василий Васильевич Тарновский. Мое имение — Каченовка, по
соседству. Как вы сюда попали?». Так началось знакомство. Посидели, вспомнили
кое-кого из петербуржцев. Не прошло и получаса, как владелец Каченовки,
пренебрежительно окинув взглядом полупустую гостиную Свирского, вскочил и недоуменно
развел руками: «Да полно, профессор, что вы нашли здесь? Разве это усадьба? К
тому же, и парк ни на что не похож». — «Нет, ничего... Помилуйте», — ответил отец
неуверенно (Загоны и ему не нравились). Василий Васильевич вскипел, он никак не
мог согласиться, чтобы такой художник, как Маковский, работал в этой убогой
обстановке. «Знаете что, — стремительно заявил он, — у меня имение большое,
отсюда рукой подать, в двадцати верстах. Собирайтесь-ка, да и поедемте
на лето в
Каченовку, не раскаетесь». Тут вошла мать. Василий Васильевич представился. —
«И жена ваша, красавица, наверное одобрит. Будет дружить с моей Соней. Она у
меня славная». Так и решили. Вскоре от Тарновских были присланы экипажи, и
вместе с большим эскизом «Русалок» мы перебрались в Каченовку и оставались в
этой необычайной усадьбе с ампирным домом всё лето. Тарновские оказались совсем
исключительно милыми людьми, особенно Софья Васильевна, жена порывистого
помещика с малороссийскими усами, мать Васюка, старшего сына, и Сони, моей
ровесницы. В Каченовке жили и сестры хозяйки: Юлия и Александра Васильевны.
Первая была вдовой генерала Швебс; вторую, Корбут по мужу, все звали Крошкой.
Доживала свой век в одном из флигелей и старенькая бабушка, мать Василия
Васильевича.
С первого
знакомства Тарновские полюбили и отца моего и мать, и меня в придачу. Вернулись
мы в Петербург лишь поздней осенью и перебрались опять на новую квартиру, в дом
гр. Менгдена на Дворцовой набережной. Там 1-го ноября того же года родилась моя
сестра Елена. С тех пор, с редкими перерывами (когда обстоятельства не
позволяли из-за работы отца или отъездов наших заграницу), лето за летом
гостили мы в Каченовке. Я помню
себя в рамках этого чудесного, сказочно-барского поместья с трехлетнего
возраста, вплоть до 1888 года, когда тяжелый недуг матери вынудил нас, прокружив
по заграничным курортам, прочно осесть, еще до разрыва с Константином
Егоровичем, на лазурном берегу, в Ницце. Впечатления мои о Каченовке сливаются
в одно какоето призрачно-волшебное чередование — знойных малороссийских
полдней, прохладных утр, ярких закатов и лунных ночей, пропитанных теплым
запахом черноземной пыли. Вспоминаются скитания по грибы в роще «Березине» или
просто, от нечего делать, по грандиозному парку с липовыми и кленовыми аллеями,
с мостиками над
искусственными прудами и беседками (одна из них называлась беседкой Глинки,
композитор в ней писал «Руслана»); поездки в линейках и шарабанах на сахарный
завод Тарновских
или на молотьбу в пшеничные поля дубовыми и березовыми лесами; пикники на
лесных полянках; церковные службы в высокой шатровой церкви,
куда помещикам
не приличествовало ходить пешком, хотя стояла она от дома в каких-нибудь
двухстах шагах: полагалось ездить к обедне в экипажах, запряженных цугом;
длительные чаепития на террасе среди благоухающих цветочных клумб; шумные
завтраки и обеды (дети за отдельным столом, «жабокриковка» — величал нас
Василий Васильевич) в длинной столовой, где стол накрывали обычно человек на
двадцать пять, и за каждым из сидевших ближе к хозязевам стоял лакей-казачок
(синий кафтан и пунцовый кушак); оживленные вечера, на которых отовсюду
съезжавшиеся соседи то быстро кружились под рояль в вальсе a deux temps, то
носились галопом, то выделывали фигуры котильона и, в мазурке, кавалеры лихо
отщелкивали замысловатые антраша. Иногда гремел на хорах полковой оркестр
стоявших в Прилуках киевских гусар.
Говоря об отце, мне еще придется
возвращаться к Каченовке, куда по своему обычаю он приезжал ненадолго (редко
засиживался больше двух-трех недель) и откуда уезжал по делам, чаще всего в
Париж. В Каченовке работалось ему легко и радостно. В первые же
наши приезды
были написаны портреты Василия Васильевича в австрийской куртке и в
традиционном «кабиняке», Софьи Васильевны, уже тридцатишестилетней болезненно-тучной
женщины, красавца Васюка и задумчивой Сони и бабушки (с дряхлым лакеем, из
бывших крепостных, подающим ей утренний кофе), — к ней по утрам ходил я с сестрой
на поклон в ее аппартаменты, где пахло сушеными яблоками и жженым можевелом от
комаров (они водились всюду в изобилии). Отец писал и заезжих гостей, и
типичных солдат-гусар, сопровождавших господ офицеров, и местных крестьян:
миловидных
малороссиянок в
узорных панёвах и бусах, стариков-сторожей, ходивших ночью вокруг дома с
колотушкой и поминавших со вздохом недавно дарованную царем «волю», и цыган,
располагавшихся табором на пустыре около парка. А сколько пейзажей! Каждое утро
уходил отец в парк и маслом или акварелью писал какой-нибудь уголок его:
каштановую
аллею, где я, сестра Елена, Соня и младший ее брат Петя копались в песке под
присмотром старой гувернантки Тарновских madame Leger в неизменном чепце с
лиловым бантом; лужок, благоухающий клевером, с носящимися над ним пчелами и
стрекозами; папоротниковые заросли поодаль у торфяного болота, кукурузные
огороды, высокие мальвы вдоль плетней и обросшие плющем и диким виноградом
развалины парка
— не то остатки
запорожской крепости, не то декоративные руины, сооруженные еще при графе
Румянцеве, некогда владевшем Каченовкой.
Ряд картин
возник из этих этюдов: «Бабушкины сказки», «Цыганский табор» (превосходны этюды
к нему: старуха-цыганка и плясунья-девочка), наконец «Гаданье». Для последней,
уже «боярской», небольшой картины и я позировал, наряженный в русскую шелковую рубаху
и сафьянные сапожки. Этот маскарад мне нравился, одевали меня до пяти лет
девочкой, а я только и мечтал о том, когда надену штаны. Полудевочкой с золотистыми
локонами изображен я и на солнечном холсте (высокого формата) «Маленький
садовник», где среди цветников Каченовки я стою с граблями на плече, а сестра Елена
сидит у моих ног, держа в руках виноградную гроздь. Лето этого 88 года мы провели
опять, в последний раз, в Каченовке, в том же обжитом нами левом крыле ее ампирного
дома. У Тарновских всё было по-старому, но сама хозяйка, Софья Васильевна, начала
заметно слабеть. Нашей очередной гувернанткой оказалась m-lle Marie, прескучная
старая дева с причудами, неумная, но считавшая долгом посвящать детей в тайны мироздания:
часами рассказывала, как умела, о звездных мирах
и о существах бесконечно-малых
в капле воды. Мы над ней посмеивались, но слушали внимательно. Тогда-то и зародилось
мое влечение к естествознанию, я пропадал в пахучих лугах Каченовки, коллекционируя
жуков и бабочек. Соня Тарновская к тому времени подросла и меня влекло к ее бледному,
продолговатому, задумчивому лицу. Сестра Елена сочинила даже театральную пьеску
ко дню моего рождения, — в ней Соне предстояло произнести чувствительный монолог
по моему адресу. Спектакль готовился втайне от взрослых — для меня, единственного
зрителя. Но тайна открылась, и пьеса вместе с монологом испарилась. Помню еще, как
мы зачитывались Тургеневым, пели хором под аккомпанимент Софьи Васильевны, ездили
в соседнее имение к Скоропадским, к Кочубей и еще к кому-то. Это лето окончилось
раньше, чем обыкновенно".
Комментариев нет:
Отправить комментарий