был основан в 1600 году одновременно с Густынским. Сначала
он был мужским и назывался Подгорным. Основателем
его был монах Евфимий — один из трёх монахов, которые вышли из Киевского
Межигорского монастыря и пошли распространять православную христианскую веру по
Руси. Старший из монахов - Иоасаф - остановился на Густинском острове у Прилук
и стал основателем Густинского монастыря, а третий монах Геннадий - на горе
между Ладанов и Полонка вырыл пещеру наподобие лаврских и остался в ней жить
монахом-одиночкой. Пещера эта - архитектурный памятник начала XVII века с
фресками в глубине - сохранилась до наших дней, но находится в аварийном
состоянии и нуждается в реставрации и сохранении.
Все земли
Левобережья, в том числе и Прилуччина, в те времена принадлежали богатому
Литовскому магнату князю Михаилу Корибуту - Вишневецкому. В 1619 году
тридцатилетняя вдова Раина Вишневецкая, уже будучи смертельно больной, перед
своей кончиной оставила завещание, которым подтвердила права монастыря на
владение селом Ладан, а также почвами и угодьями. В этом же
году (18 января) епископ Исаия Копинский, управляющий храмами и монастырями
Вишневецких на Левобережье, добился в Раины Вишневецкой разрешения
реорганизовать обитель из мужской в женскую с целью, чтобы игуменьей в ней была
его сестра Александра.
В 1735 году
обитель полностью уничтожил пожар. В то время в ней были: три храма,
колокольня, хозяйственные застройки и оборонительные укрепления. Обитель уже
называлась «Покровская». После этого пожара монастырь возродился быстро - уже
через 5 лет в ней было три церкви и полный штат служащих.
Строительство
и полное возрождение монастыря Киевский Митрополит Рафаил Заборовский поручил в
1743 году игуменье Александре (Ивановой), переведя её из Нежина. За 20 лет её
работы монастырь достиг самого высокого расцвета - при ней было построено 2
храма: первое каменное сооружение во имя Пресвятой Богородицы в 1763 году,
второй храм был построен из дерева в честь святителя Николая.
Во время
«смутных» времён царица Екатерина II монастырь оставила заштатным. Всё из
обители было вывезено, но она не погибла, а продолжала свою жизнь благодаря
трудолюбивым монашкам. В 1817 году
Ладанский монастырь вновь был включён в штат с присвоением ему 3 класса,
благодаря Преосвященнейшему Анатолию (Максимович).
1870—1880
годы были годами самого высокого расцвета монастыря, при игумене Марии. Обитель
значительно расширяется и развивается.
Перед
революцией и к этому времени ликвидации в 1928 году монастырь был очень богатым
и пользовался значительной популярностью не только в своей округе, но и далеко
за её пределами. Высоко почиталась Чудотворная икона Ладанский Богоматери и
славилась целебная вода из древней монастырской колодца, которые давали
исцеления от болезней болящим за их верой и молитвой.
После
ликвидации монастыря в его зданиях МВД разместило трудовую коммуну для
несовершеннолетних беспризорных детей. В зданиях монастыря были размещены
мастерские для обучения детей. Впоследствии мастерские превратились в заводы и
фабрики, которые в 1938 году были объединены в завод противопожарного
оборудования. Завод развивался и достиг со временем высоких успехов, имел
статус Союзного значения и отправлял продукцию в 39 стран зарубежья. Но с
распадом Союза завод тоже обветшал и сократил производство. В постройках
монастыря отпала необходимость. Пользуясь
этим, а также Законом Украины (ст. 17) о возвращении религиозным общинам
культовых сооружений, вновь религиозная община Свято-Покровского собора
монастыря добилась передачи ей в собственность двух храмов монастыря - Свято-Покровского собора и Свято-Вознесенской (Николаевской) церкви. Монастырь
мученик начал свое третье возрождение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий