Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 12 июля 2013 г.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы(храм, в котором крестили меня и братьев Володю и Славика)

 Из архивной справки ГАТО № 1115 от 01.09.1999г.: " в Клировой ведомости Покровской церкви с.Новоселебное за 1915 г. имеются следующие сведения : каменная трехпрестольная церковь в одной связи с колокольней построена в 1897 г. крестьянином ( в других источниках - купцом) Иваном Федоровичем Жуковым. Главный престол- -во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезной правый- во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый – во имя Святого Иоанна Предтечи". 
 В 30-х годах 20 века храм был закрыт, использовался в качестве склада, зернохранилища. Во время войны часть икон и церковной утвари была спрятана и сбережена жителями села.
 В 1946 году храм был вновь открыт. Считался одним из самых известных и посещаемых храмов Тульской епархии.
Прихожанами Покровского храма были жители Новомосковского, Узловского, Киреевского, Донского районов Тульской области и др., т.к. храмы в этих районах были разрушены и начали восстанавливаться лишь в 90-ые годы 20 века. 26 февраля 1984 г. в храме был пожар : сгорели две ризницы - старая и новая, левый иконостас, церковная библиотека, архив, многие иконы, стенная роспись, ковры и другие предметы церковного назначения. За полтора года храм вновь был восстановлен. Сегодняшний приход храма составляют само село Новоселебное, пос. Шварцевский, Болоховский и некоторые другие ближайшие деревни . 

 В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам. С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило  название: «кирпичный стиль». Оригинальность и выразительность облика строений достигалась простейшим путем – за счет фактуры кирпича и его цвета. Отличительной чертой стиля являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из необлицованного кирпича.    Покровский храм  относится к центрическому типу храмов. Четверик основного объема увенчан пятью луковичными главами на цилиндрических широко расставленных барабанах. Причем центральный барабан значительно шире и выше остальных. С запада основной объем продолжен притвором, над которым находится колокольня. До сегодняшнего дня  колокольня остается самым высоким (16, 5 м) строением в самом селе Новоселебное и ближайших окрестностях, что позволяет слышать колокольный звон  в самых удаленных уголках. Пять луковицеобразных куполов крупного размера на цилиндрических широко расставленных барабанах., поставленных на массивный куб из добротных красных кирпичей, составляют архитектурную композицию храма., сравнительно невысокая кирпичная столпообразная трехъярусная колокольня, примыкающая непосредственно к храму, со множеством кокошников и других украшений, дополняет общий ансамбль. Наличники окон (каждое окно обрамлено двумя пилястрами с капителями и завершено шлемовидной аркой), кокошники (сделаны из белого известняка или окрашены в белый цвет) по кирпично-красному фону храма образуют белокаменное кружево, подчёркивая строгость и монолитность архитектурных форм, массивность и вместе с тем лёгкость и изящество всего строения.Декоративное убранство фасада чрезвычайно богато. Основания малых барабанов декорировано «плетением» кокошников. Лопатки, выведенные по краям, имеют постаменты с огранкой рустом, вертикальный ряд ширинок и завершение треугольным кокошником, как бы наложенным на ширинчатый аттик с киотом посередине. У порталов низкие массивные горизонтально рустованные пилястры,соединены уступчатыми архивольтами с сухариками.  Колокольня трехъярусная. В оформлении ярусов колокольни применен прием чередования арки и треугольника. Второй и третий ярусы, квадратные в плане и одинаковые по высоте, прорезаны арочными проемами. Все три яруса колокольни четырехгранные, но каждый незначительно уменьшен в периметре. Завершается колокольня невысоким восьмигранным шатром и главой с крестом. И опять в месте перехода третьего яруса к шатру применен мотив треугольника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий