
"К
юго-западу от
г. Лохвицы по почтовому тракту в
Пирятин, верстах
24 лежит
при речке Многе
волостное
местечко
Чернухи, в
конце
XVI столетия принадлежавшее
князьям
Вишневецким
и имевшее тогда еще 948 душ
мужского пола. Впоследствии местечко
упоминается в
1658 году, когда здесь
был
разбит русскими войсками Выговский,
начавший войну с
Россиею. В
1669 году местечко было захвачено в
числе других
местностей Дорошенком. Далее Чернухи упоминаются до самого падения
гетманства местечком
Лубенского полка.
В
настоящее время здесь около 2 тыс.
жителей, две православных
церкви,
еврейский молитвенный дом, много лавок, базары два раза в
неделю и 4 ярмарки в
году. В
с. Чернухе родился в
1722 г. замечательный
украинский фидософ
XVIII века Григ. Сав. Сковорода.
Сын
простого казака, он
учился в
киевской духовной академий и был
взят в
1741 г. в
придворные певчие во дворец
имп. Елизаветы и возвращен
в
академию только в
1744 г.; но, не имея
расположения к
духовному званию, он
притворился сумасшедшим
и, будучи уволен, осуществил свою заветную
мечту побывать заграницею. Пешком
он
странствовал по Венгрии,
Австрии, Италии и Германии и вернулся в
Россию, обогащенный основательным
знанием латинского, греческого, немецкого и даже еврейского языков. Приглашенный в учители поэзии сначала в
Переяславль, а потом
в
Харьков, он
явился там выдающимся деятелем
по
распространению народного образования. О деятельности его в
Харькове мы уже говорили выше (стр. 245).
последиие 20 лет
своей жизни он
проводил
в
странствованиях
пешком
по Украйне. Останавливаясь в крестьянских
избах, он
посвящал
все свое время поучению
народа нравственности как
словом, так
и примером
своей чистой, безукоризненной жизни. Философ-моралист, он
вооружался против
утилитарного направления умов, заглушавшего
духовные идеалы. Ответы на высшие запросы духа он
искал в
св. Писании и древнеклассической философии, перерабатывая все им
усвоенное из
западноевропейской цивилизации по своему настроению. В
сфере религиозной он
вел борьбу против
бездушного формализма и узкой обрядности и
всегда смело обличал
местные
злоупотребления. Целый ряд
его
философских
и литературных сочинений,
написанных, впрочем, семинарским, несколько топорным
и иногда неясным
слогом, был
напечатан
(проф. Д. И. Багалеем)
только через
сто лет после его смерти".
Комментариев нет:
Отправить комментарий