|
Автопортрет, |
Парадокс
в том, что в нью-йоркском метро сегодня больше шансов найти человека, который
знает художника Константина Маковского, чем в московском или киевском. Хотя еще
сто с небольшим лет назад критики называли его титаном, а при разговорах о его
доходах завистливо вздыхали Репин и Суриков. В отечественных музеях практически нет работ Маковского. потому что
российским коллекционерам они были просто не по карману. Первый и главный среди
галеристов того времени Павел Третьяков купил у Сурикова знаменитое «Утро
стрелецкой казни» за 8000 рублей. И это были очень большие деньги. Но Маковский просил у Третьякова за свой
«Боярский свадебный пир в XVII веке» ни много ни мало 20 000, и это была
нормальная цена за его работу.
Третьякову такие расценки оказались не по карману, и «Пир» ушел к американскому
ювелиру Шуману за... 60000. При этом ювелир был просто счастлив, заказал еще
одно полотно - «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» - и начал выпускать
в США открытки с картинами Маковского.
|
Мировая
слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили
написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России завистники
называли его поверхностным художником, не желающим «копать вглубь», но и они не
могли отрицать гениальности легкой руки конкурента.
|
|
Святочное гадание |
|
Малороссиянка с граблями |
|
Праздник на Украине |
|
Дети бегут от грозы |
|
Крестьянский обед в поле |
|
Девушка с коромыслом |
|
Селянка |
Сын
художника вспоминал, что, работая над чьим-нибудь портретом, отец успевал
сделать его практически целиком уже за первый сеанс позирования. Но, чтобы его
не заподозрили в халтуре, вынужден был еще месяц «доделывать» полотно.
При
этом Маковский был «актуальным» автором. Это он ввел в конце XIX столетия моду
на старину. Его боярский цикл, который называли учебником русского быта, был
очень популярен в царской России, но попал под идеологический пресс после
революции. Сам Маковский был объявлен «вредным» художником (потому-то он и
оказался забыт), его работы были распиханы по запасникам, а потом раздаривались
дружественным зарубежным вождям. Так несколько полотен достались от щедрот даже
индонезийскому президенту Сукарно, сегодня они составляют гордость местной
государственной картинной галереи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий