Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 23 сентября 2013 г.

Невинномысский редут. Барон Засс


Во второй половине XVIII столетия Россия в своем продвижении на Северный Кавказ столкнулась с интересами Турции, а за ее спиной – Англии и Франции. По Кучук -
Кайнарджийскому миру граница между Турцией и Россией на Северном Кавказе установилась от Моздока до Азова, а по Кубани – от ее верховьев до Тамани. Пограничная полоса между Тереком и Азовом не была защищена от набегов турок и горцев, поэтому в апреле 1777 года Екатерина 2-я подписала указ об образовании Азово-Моздокской оборонительной линии путем строительства 10-и крепостей и заселении их хоперскими и волжскими казаками.
  Кубань стала главной оборонительной линией, на которой более половины столетия велась кровопролитная борьба с закубанскими горцами.
Одним из важнейших опорных пунктов Верхне-Кубанского оборонительного участка стал Невинномысский редут, построенный в 1788 году. До 1825 года укрепление оставалось форпостом Верхне-Кубанского оборонительного участка протяженностью 160 верст. Однако система редутов была слабой защитой от набегов горцев, и командующий Кавказским отдельным корпусом генерал Ермолов предложил заселить линию казачьими станицами. Так, осенью 1825 года около Невинномысского редута возникла станица. Сюда из станиц Донской и Московской были переселены 200 семейств хоперского полка. 14 октября (1 по старому стилю) 1825 года, на день Покрова, состоялся обряд освящения места поселения и казачья застава стала станицей Невинномысской «устроенной … при реке Кубани тесными дворами, огорожена кругом плетнем с вырытым близ него рвом…».
Станица получила 36817 десятин земли, в том числе 26847 десятин пригодной для
сельскохозяйственной деятельности. На небольшой станичной площади было построено
здание станичного правления, дом атамана, магазин, вышки у станичных ворот. Власть в
станице принадлежала полковому командиру и станичному начальнику.
С переселением хоперцев на Кубань в станице Невинномысской расположился
штаб-квартира начальника Верхнекубанской линии полковника Засса.
Переселившись на Кубанскую линию, люди оказались в совершенно иной обстановке. Постоянные нападения горцев наложили своеобразный отпечаток на жизнь и быт
поселенцев. Реальная угроза того, что вот-вот могут налететь горцы, сжечь станицу, мно-
гих угнать в плен или изрубить на куски, заставляла казаков быть постоянно вооружен-
ными. Полная тревог жизнь, близость предприимчивого врага развивали у казака осто-
рожность, сметливость и находчивость в минуту опасности, удаль и мужество во время
боя.
    Прим. 
  1-"Казачьи станицы, по воспоминаниям современника, были надежно укреплены: "обнесены кругом двойными плетнями, пустое пространство между которыми, в аршин шириной, засыпано землею, в образовавшихся таким образом фасах укрепления были прорезаны бойницы, а на четырех углах расположены батареи". Все работы и поездки совершались только при ярком солнечном свете; с наступлением сумерек и даже просто в туманные дни люди скрывались в станицах, ибо, как пишет Г. Атарщиков, "горцы, пользуясь мглой, могли неожиданно напасть на рабочих или угнать стада". Прекрасно знавшие местные условия черкесы, как правило, появлялись неожиданно и, совершив набег, исчезали раньше, чем русские отряды настигали их. Характеризуя в одном из первых своих рапортов противника, Засс отмечал, что наиболее опасными среди них являются живущие на реке Лабе "бесленеевцы, самые воинственные и многочисленные", а также абазинцы и мохошевцы. Особую тревогу у него вызывали и "беглые кабардинцы", являвшиеся, по его словам, "лучшими наездниками и отличнейшими хищниками".

2-Суровый Кавказ в XIX веке штурмовали железные люди. Одним из них был курляндский немец по происхождению и преданный имперской идеологии русский генерал барон Григорий Христофорович фон Засс (1797-1883). Он служил на Кавказе 20 лет, и уже одно это ставит его в знаменитый ряд так называемых «ермоловцев», испытавших на себе Кавказскую войну.  Сам генерал никогда не скрывал полного принятия военно-наступательных, предельно жестких методов, применявшихся  А.П.Ермоловым для усмирения непокорных кавказцев.

1 комментарий:

  1. Остзейский рыцарский род фон Засс, запечатлевшийся в европейской и российской истории незаурядными биографиями своих представителей - государственных, общественных, религиозных деятелей, ученых, врачей, инженеров и т.д., более прочего славен военачальниками. В Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813 – 1815 гг. это историческое «кредо» рода проявилось наиболее отчетливо. Четыре выходца из лифляндской ветви фамилии – барон Андрей Павлович фон Засс, Корнилий Александрович фон Засс, барон Андрей Андреевич фон Засс, Александр Павлович фон Засс и один молодой представитель курляндской баронской ветви – Григорий Христофорович фон Засс, прославились на полях сражений от Бородина до Парижа.

    ОтветитьУдалить