По парадной
импозантной лестнице поднимаемся прямо на второй этаж; первый отведен служебным
помещениям и интимным жилым комнатам (для гостей). Из лестничной клетки входим
в аванзал. Далее следует огромный зал. Его пересекает арка, обработанная
красивым портиком из двух колонн и двух пилястр. На антаблеман поставлен круг,
касающийся арки; быть может, здесь предполагалась группа фигур, а по бокам вазы
или амуры. Стены зала обработаны нишами; в них двери и мебель.
К замечаельным особенностям зала относится плоский свод, именующийся в технике зеркальным и
К замечаельным особенностям зала относится плоский свод, именующийся в технике зеркальным и
представляющий
большие трудности при возведении. Мебель в зале позднейшая, эпохи Александра
II, т. е. 70-х и, может быть, 80-х годов. Она удобна, дает уют, хозяева ее
любят, к ней привыкли, но, конечно, не так был обставлен зал в 30–40-х годах.
Прежняя мебель, однако, тоже сохранилась и существует доныне в Сокиринском
доме, но за ветхостью ее вынесли из зала и поставили в коридорах. Надо
пожелать, чтобы и эту отличную и так случайно уцелевшую мебель вернули на
прежнее место. Впрочем, что делать! — подобное отношение к предметам не только
старинным, но и старым является общераспространенным: и в Пануровке, и в
Мерчике, и во многих других усадьбах картина одна и та же — в залы и гостиные
ставят новую мебель, а из зала в коридор выносят чудесную, требующая лишь
основательного ремонта, александровскую мебель.
В зале хорошая люстра и несколько
портретов в старинных рамах. Рядом с залом, вдоль по «садовому» фасаду,
расположена гостиная. В этой комнате мебель также позднейшая, хотя стиля Louis
XVI, но эпохи конца XIX столетия. Отметим люстру — несомненно Екатерининского
времени — из хрусталя и несколько картин итальянской школы, в прекрасных рамах.
Рядом с гостиной спальня; обработка
комнаты очень интересна. Коринфские колонны, рама драпировок с «ампирной»
арматурой и чудесная люстра из камня.
В кабинете много выдающихся исторических
предметов. Прежде всего оружие, среди которого сабля, подаренная Петром Великим
Игнатию Галагану за услуги в борьбе со шведами. На других стенах портреты:
Хмельницкого, гетманов, выдающихся малороссийских людей XVIII столетия и
фамильные. Почти все они представляют мало художественного интереса, но есть
типичные, портреты даже эпохи Александра II.
По другую сторону зала — бильярдная.
Интересен самый бильярд, с ножками удивительной работы и стиля. Здесь стоят
хорошие диваны, ломберные и игральные столики, есть прекурьезные — работы
крепостных 1829 года. На стенах серия гравюр Рафаэлевского цикла.
Дальше комната-памятник о безвременно
скончавшемся Павле Галагане. Стулья безусловно ранней классической эпохи и
старинные акварельные виды имения Галаганов, между прочим, вид дома в Дегтярях.
Из отдельных предметов в Сокиринском доме отметим прекрасный рояль, очень богатой и тонкой работы: ножки его витые, что указывает на время его не ранее Николаевского, вероятно 1830–1840 гг. Отличны гирлянды и амуры на фризе под клавикордами, затем доска с орлом и датой, отличные розетки по бокам и арматура в прочих местах. Хорошо сделана и доска для нот с вьющимся аканфом. Трюмо классической композиции, особенно богата резьба наверху. На подзеркальнике стоят милые вазы, подсвечники и часики стиля faux gothique.
Есть несколько экземпляров мебели
выдающегося достоинства, как военно-походное кресло времен Анны Иоанновны или
Императрицы Елизаветы Петровны (чипендель, но с прибавлением барочных деталей),
хотя приписывают его родоначальнику Галаганов Игнатию, т. е. относят к
Петровскому времени. Может быть, это и правдоподобно, но тогда кресло это,
безусловно, заграничной работы, и есть вероятие, что конца XVII века.
В Сокиринцах обширное собрание оружия,
фарфора, серебра и медалей. Из фарфора собрана целая горка, есть редкие
экземпляры, по большей части это Севр, Сакс, Гарднер и Миклашевский. Особенно
интересен сервиз, изображенный на прилагаемом снимке, поставленный на второй
полке витрины.
Серебро в Сокиринцах отменное. Особенно
замечательны кубки: польские, шведские с изображением шведских гербов;
французские вазы и стаканчики стиля Людовика XVI. Есть серебряные кувшины эпохи
ампир; медали — их коллекция заслуживала бы
специального описания. Есть и часы, и
миниатюры, табакерки, броши большой художественной ценности времен Александра I
и Екатерины II.
Григорий Лукомский, 1917г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий