Фамильные портреты |
Сокиринцы
принадлежали издавна Галаганам и принадлежат доныне их потомкам. Предки этой
фамилии происходят из малороссийских казаков, без всякой примеси посторонних
народностей. В первый раз в истории эта фамилия встречается в самом начале
XVIII века. Сначала упоминается в истории Игнатий Иванович Галаган. Почему-то
его считали выходцем из Далмации. На это указывает и герб с изображением
скачущего кентавра, стреляющего свой собственный хвост, представляемый в виде
змеи.
Стремление вывести свой род из чужих краев было данью направлению, к счастью, исчезающему в наши дни. Не кажется ли анекдотичным теперь уже сведение о том, что для графов Разумовских, происходящих от Лемешевского казака Разума, услужливый итальянец вывел их род от римских сенаторов... И. И. Галаган, первоначально державший вместе с Мазепой сторону шведов, перешел затем к Петру и за заслуги получил от последнего саблю и золотую табакерку, хранящуюся доныне в Сокиринском доме. Семейный архив дает вообще много сведений об этом предке Галаганов. Подлинные универсалы указывают и на получение им чинов и «маетности». По гетманскому универсалу 3 ноября 1716 года, Галаган получил и село Сокиринцы, сделавшееся с тех пор постоянным местожительством последующих поколений этой фамилии. Позже И. Галаган получил и Дегтяры, и Озеряны, и др. маетности в Прилуцком уезде.
Стремление вывести свой род из чужих краев было данью направлению, к счастью, исчезающему в наши дни. Не кажется ли анекдотичным теперь уже сведение о том, что для графов Разумовских, происходящих от Лемешевского казака Разума, услужливый итальянец вывел их род от римских сенаторов... И. И. Галаган, первоначально державший вместе с Мазепой сторону шведов, перешел затем к Петру и за заслуги получил от последнего саблю и золотую табакерку, хранящуюся доныне в Сокиринском доме. Семейный архив дает вообще много сведений об этом предке Галаганов. Подлинные универсалы указывают и на получение им чинов и «маетности». По гетманскому универсалу 3 ноября 1716 года, Галаган получил и село Сокиринцы, сделавшееся с тех пор постоянным местожительством последующих поколений этой фамилии. Позже И. Галаган получил и Дегтяры, и Озеряны, и др. маетности в Прилуцком уезде.
Сохранившийся в Сокиренцах портрет Игнатия
Галагана, на котором он изображен
седым стариком с
круглым подбритым чубом и отпущенной подстриженной бородой, в красном зимнем
жупане, лучше всего рассказывает о его характере и жизни.
Григорий, сын Игнатия Галагана, жившего
боевой жизнью, был тоже прилуцкий полковник. На сохранившемся в Сокиринцах
портрете он изображен в малороссийской одежде, с полковничьим «перначем» в
руке, и уже в прическе немецкого фасона.
Григорий Галаган
женился на дочери М. В. Дунина-Борковского; отец его жены умер рано, и девушка
воспитывалась в доме Апостолов. В Сокиринцах не сохранилось ее портрета, но
уцелела разная серебряная посуда и вещи, отмеченные гербами Дунин-Борковских.
Гр. Игн. Галаган в
1777 г. умер в Сокиринцах у своего сына и похоронен в Сокиринской церкви. До
сих пор здесь над могилой его висит полковничий пернач и на железном листе, с
гербом и трофеями, написан так называемый эпитафион.
Сын Григория, Иван, женился на племяннице
гетмана Разумовского, Екатерине Дараган, дочери Веры Григорьевны, сестры Алексея
и Кирилла Разумовских. Таким образом, понятным становится происхождение
портрета Натальи Демьяновны Разумихи,
имеющегося в Сокиринцах.
Екатерина Дараган, вышедшая 14-ти лет замуж за Ивана Галагана, жила в Сокиринцах
вместе со многими детьми своими. Здесь в это время Ив. Гр. построил обширный
деревянный дом, сохранявшийся до 1829 года. И. Галаган много путешествовал, был
человеком со вкусом, и записки его, веденные им во время его путешествия в
Париж, рассказывают много интересного. Портрет, сохранившийся в Сокиренцах,
изображает его в напудренном парике и во французском кафтане.
Е. Е. Галаган была
женщиной очень своеобразной. По смерти ее братьев ей
достались огромные имения — Лемеши, Покорщина и мн. др. Она переехала на
жительство в Покорщину (под Козельцом). Угрюмая каменица в саду и амбары
окружают здесь огромный зеленый двор. Большой сад с вековыми липами был еще в
30-х годах XIX столетия разделен решетками на разные части. Следы пребывания
Екат. Евф. в Покорщине — на каждом шагу. Она была большая любительница
животных, и летом, во время своих
объездов по имениям, в числе целого ряда экипажей брала с собой бричку для
собачек... Она был очень влиятельной и умела угощать.
Григ. Ив. Галаган родился в 1768 году,
воспитывался в Лейпциге. Он поселился в Сокиринцах отдельно от матери и,
предоставленный самому себе, подвергся влиянию окружающих его соседей. Поблизости
проживал в м. Сребном камергер Будлянский. Он воспитывался в Петербурге, любил
предметы утонченной роскоши и первый завел у себя крепостной оркестр. Но более
всех подавал дурной пример бригадир Фролов-Багреев. Впрочем, последний завел
здесь театр с мифологическими представлениями из крепост-
ных людей; однако
веселье и разгул были здесь беспрерывные, со всеми своими последствиями. Григ.
Ив., при пылкости и веселости характера, не в состоянии был бороться против
соблазна, часто посещал Багреева и стал приготовлять актеров для балета. Также поблизости
жили Милорадовичи; на одной из дочерей Антона Милорадовича и
женился Галаган. Ирина Милорадович
была несколькими годами старше своего мужа и переносила с покорностью весь
окружавший разгул тогдашней дворянской жизни.
Гр. Ив. умер в 1803
году. На портрете в Сокиренцах он удачно изображен в мундире премьер-майора
Павловского времени. Несмотря на рассеянный образ жизни, он успел
выстроить каменную
церковь в Сокиринцах. У него было трое детей, из них Павел будет
занимать нас больше
других.
Павел, родившийся в 1793 г., воспитывался в
Петербурге, в Peterschule, хорошо учился,
занимался
рисованием и основательно изучил архитектуру, кроме того, обучался в горном корпусе.
Он был высокого роста и красивой наружности. В доме графа М. В. Гудовича, друга
Разумовских, он познакомился с племянницей Гудовича, Екат. Вас. Гудович, и в
1814 году на ней женился. Молодые поселились в Сокиринцах, где мирно жили, хотя
не могли свободно распоряжаться в усадьбе, потому что, по условию бабки Екат. Евф. с
сыном Григорием, все постройки в Сокиренцах составляли общую с ней собственность.
Бабушка знала, что Сокиринский предковский дом не отвечал духу времени и был
недостаточно обширен, хотя и уютен. Она знала, что сын, а особенно внуки ее захотят
заменить дом новым при первой возможности. А между тем дом был великолепен,
стилен и разрушить его было бы жалко.
Как только умерла в 1823 году в Покорщине
Екат. Евф. и братья Галаганы получили в
наследство ее имение, вскоре старый предковский дом, стоявший на покатой
площадке, окруженной группами великолепных дубов, был снесен. Правда,
возведенный новый был лучше старого. Судя по сохранившимся описаниям и рисункам современников,
дом имел много особенностей старых малороссийских домов: поддашье, т. е. род
открытой террасы-комнаты с тремя стенами, а вместо четвертой — колоннада;
внутри были очаровательные печи кафельные двух родов: синие голландские и из
белых кафель с цветным рисунком Екатерининского времени. По одну сторону от
дома был обширный зеленый двор, окруженный флигелями, ряд которых заканчивался
оградой с воротами; с другой стороны был разбит правильный цветник, с
подстриженными липами и
террасами; от дома шла сводчатая аллея из трельяжа, в конце которой стояла так
называемая «Зала» — павильон без печей, отделанный в помпейском вкусе, — место,
удобное для увеселений, которые там происходили в конце прошлого столетия.
Павел Галаган, замышляя переустроить
Сокиренцы по новому, сделал многие уступки брату Петру, чтобы только владеть самому
Сокиринцами. Дегтяри отошли к Петру Галагану, где он и поселился. Сестра же их
жила в Покорщине, и потом вышла замуж за Ригельмана.
Теперь мы подошли к истории возникновения
того дома, который существует доныне, и существует, благодаря нынешним владельцам,
так, как немногие усадьбы в России! Почти не подвергнушийся никаким переделкам,
прекрасно поддерживаемый внутри,
дом является
хорошим примером того, как могли бы выглядеть многие сокровища усадебные,
разбросанные по России, если бы не небрежность; построены же они были
прекрасно, крепко, не на одно столетие...
Основатель ныне существующей усадьбы, Павел
Галаган, страстно любя все изящное, не мог удовлетворить вполне своей любви к
искусству, ему не удалось быть в чужих краях и приобретать там предметы изящных
искусств. Весь свой вкус он сосредоточил на
постройке нового
дома и на разведении прекрасного сада. Ему удалось пригласить ученого садовника
Бистерфельда, привезенного гр. Милорадовичем. Это было вообще такое время, когда
все переделывали свои сады, — и вместо регулярных, геометрических в плане,
садов заводили сады в английском вкусе, т. е. близком к природе, что давало
больше свободы. По большей части этим родом новых садов злоупотребляли, да и
теперь еще часто злоупотребляют, проводя крученые дорожки на небольшом про-
странстве, причем в
конце концов видна искусственность не меньше того, как и в садах французских.
Хорошей чертой разбивки в английском вкусе был подбор деревьев по тонам, что
давало впоследствии очаровательные гаммы красок. В Сокиринцах часть леса (в 600
десятин), отведенная под парк, представляла собой богатый материал для
садовника-художника, и вскоре Сокиринская усадьба совершенно преобразилась. Был
вызван хороший зодчий, Дубровский, из Москвы (вероятно, один из учеников Д.
Джильярди или М. Казакова), и была создана усадьба, замечательная по вкусу и
грандиозности.
Разного рода
беседки и павильоны, архитектуры самого хозяина, соответствуют тому характеру
местности, где они поставлены. Одним словом, все сделано для того, чтобы
выставить всю красоту природы и величавость прекрасных деревьев. Этим всем
хозяин занялся страстно и
с увлечением художника. Жалко, конечно, старой усадьбы, снятой без следа;
напрасно было сделано это и потому, что новый дом поставлен был совсем в другом
месте; теперь лишь старые дубы, окружавшие предковский дом и выросшие, вероятно, когда-то в
тишине дремучего леса, — единственные свидетели былого... Много лет оттеняли
они усадьбу, где последовательно жили четыре поколения. Много они видели и
горя, и радости, и были свидетелями различных происшествий, но усадьба исчезла,
и под ними опять безмолвие: они бросают и сейчас свои величавые тени на зеленую
площадь искусно разбитого сада. Старые деревья в парках усадеб южных губерний
вообще поражают своими могучими размерами. И недаром хозяева этих имений друг перед другом
«похваляются» размерами дубовых стволов.
Новый дом в Сокиренцах был готов в 1829
году, и семейство вскоре переехало туда на жительство. В новом доме стали
давать праздники, которым помещения его способствовали вполне.Пав. Григ. жил
недолго в созданной им усадьбе. В 1834 году он предпринял поездку в Петербург и
умер в Москве. Тело его было перевезено в Сокиринцы.
Жена его выдала свою дочь замуж за гр. Комаровского,
дочь которых, Екат. Павл., вышла замуж за графа К. Н. Ламздорфа, и к ней, после
преждевременной смерти умершего 16 лет П. Г. Галагана в 1868 году, т. е. после
пресечения рода Галаганов по мужской линии, и перешли Сокиринцы. Графиня
владеет поныне имением, прекрасно содержит его, причем с 1894 года, по
Высочайшему повелению, графиня и ее муж именуются
Ламздорф-Галаганами, и фамилия Галаган переходит всегда к одному члену, старшему
в роде.
Лукомский Георгий Крескентьевич (1884—1952) — русский историк, искусствовед, художник. С 1915 года член Императорского археологического института, в 1914-1915 годах был почетным членом Северного кружка любителей изящных искусств. В 1920 году эмигрировал в Париж. На западе продолжал активно работать, как художник и искусствовед.
ОтветитьУдалить