"В конце обширного
газона, на фоне темной зелени деревьев парка белеет дом; его венчает огромный
плоский купол; сплошь увит виноградом портик из шести колонн; плавно, стройно
сбегая к изумрудному газону, красуется пандус, уставленный фигурами и вазами...
Длинные прохладные тени полегли от темной стены деревьев на большой лужайке.
Солнце уже низко, косые лучи его мягко греют, и начинает особенно сильно
чувствоваться цветение медовой липы, аромат левкоя, настурций...
Пологим пандусом поднявшись в дом, из окна увидим этот же пейзаж, но в раме из окружающих колонн и нависших над окнами листьев дикого винограда. Тогда на первом плане эта бахрома листвы — темная и, как из кружева, нежная по рисунку; балюстрада, вазы и статуи богинь на ней, а вдали — как лучшая декорация к постановке какой-либо Тургеневской пьесы — аллея огромных развесистых деревьев. Между статуями и этим фоном — светло-зеленый луг, перепоясанный синевато-лиловыми полосами длинных падающих теней. Мощные пилоны ворот с прорезанными в них калитками и полукружиями над ними. Выступ треугольных фронтонов поддерживается огромными, тяжелыми, эластично изгибающимися кронштейнами. Над фронтонами уступчатый аттик; в обе стороны от этих монументальных устоев отходит ограда из красивых по рисунку столбов, чередующихся решеткой; на столбах помещены шары. К концам ограды примыкают два симметричных флигеля отличной архитектуры; выступы их, с рустованным нижним этажом и полуциркульным декоративным украшением во втором этаже, соединяются длинными корпусами, украшенными аттиками. Наконец, в виде завершения, по краям белеют две башни на фоне зелени сада. Образуется, таким образом, целый ensemble классического облика, поставленный рукой опытного зодчего на перекрестке двух дорог.
Пологим пандусом поднявшись в дом, из окна увидим этот же пейзаж, но в раме из окружающих колонн и нависших над окнами листьев дикого винограда. Тогда на первом плане эта бахрома листвы — темная и, как из кружева, нежная по рисунку; балюстрада, вазы и статуи богинь на ней, а вдали — как лучшая декорация к постановке какой-либо Тургеневской пьесы — аллея огромных развесистых деревьев. Между статуями и этим фоном — светло-зеленый луг, перепоясанный синевато-лиловыми полосами длинных падающих теней. Мощные пилоны ворот с прорезанными в них калитками и полукружиями над ними. Выступ треугольных фронтонов поддерживается огромными, тяжелыми, эластично изгибающимися кронштейнами. Над фронтонами уступчатый аттик; в обе стороны от этих монументальных устоев отходит ограда из красивых по рисунку столбов, чередующихся решеткой; на столбах помещены шары. К концам ограды примыкают два симметричных флигеля отличной архитектуры; выступы их, с рустованным нижним этажом и полуциркульным декоративным украшением во втором этаже, соединяются длинными корпусами, украшенными аттиками. Наконец, в виде завершения, по краям белеют две башни на фоне зелени сада. Образуется, таким образом, целый ensemble классического облика, поставленный рукой опытного зодчего на перекрестке двух дорог.
Аллея густой, темной зелени ведет от ворот
к дому. Подстригаемая до сих пор, зелень деревьев подымается от земли до самого
почти верха, до короны деревьев, прямой и стройной стеной. Но аллея достаточно
широка, чтобы не производить впечатления
коридора. Деревья
как бы расступаются для того, чтобы показать то, что является главным, самым
богатым пятном этой картины, что приковывает взгляд, привлекает к себе и
обещает так много красивого в своих interieur’ах сокровищами собраний, уютом обстановки и
комфортом жизни, — вдали виднеется дом. Большое, украшенное восьмиколонным
портиком, поставленным на аркаду из пяти пролетов, и огромным куполом,
венчающим все здание, сооружение это вполне может быть названо дворцом, подобно дворцам
Батуринскому, Гомельскому, Качановскому, Хотеньскому и другим, которым оно, во
всяком случае по своему внешнему виду, не уступает.
Пройдемся по обширнейшему усадебному парку:
его украшают беседки, павильоны, мавзолеи, мосты. Войдем в дом: его залы наполнены
старинными предметами мебели, портретами, оружием; витрины полны фарфора,
серебра. Заглянем в церковь приятной
архитектуры, с
красивым иконостасом. Войдем на террасу, где так приятно отдыхать в прохладе
утренней или предвечерней. Мы убедимся, что это одна из лучших, одна из
наиболее благоустроенных по плану, по содержанию зданий и садов, и одна из
наиболее приятных для жизни усадеб. Сокиринцы, наконец, и одно из наиболее типичных
поместий, столь многочисленных в России. Но типы русских усадеб различны. Эта
одна из наиболее показательных для помещичьего строительства в южных губерниях
— Черниговской,
Полтавской, Харьковской и отчасти лишь Киевской. Этот, на первый взгляд,
особенный характер устройства усадеб дает даже повод некоторым исследователям
причислять и строительство в классическом стиле к общему украинскому
искусству. Но
характер усадеб этих мест заключается скорее в разбивке парков, в распланировке
флигелей, нежели в стилевых особенностях построек."
Георгий Лукомский, 1917г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий