Несколько верст
великолепного проспекта с тремя рядами стриженных этажами деревьев, прежде чем
попасть в усадьбу. У церкви дорога поворачивает под прямым углом и перед
глазами в глубине вековой липовой аллеи, с дорогами для пешеходов по обе стороны,
вырастает главный корпус фасада огромного дворца Екатерининской эпохи с
колоннадой и плоским куполом со шпилем. По словам М. И. Глинки, в год его
посещения Качановки в 1838 г. огромный, прелестно раскинувшийся сад с прудами и
вековыми деревьями был как-то недоделан, а дом казался недостроенным. На всем
лежала печать большой расчетливости и даже скупости хозяина. И только позднее,
мало-помалу, все приводится в порядок, дом достраивается, комнаты украшаются,
стены их покрываются ценными картинами, вывезенными Г. С. Тарновским из-за границы
и Петербурга.
Во
владении деда моего, человека очень скромного, ученого и занятого общественной
работой, Качановка остается неизменной и, лишь попав к его старшему сыну, Вас.
Вас. Тарновскому, достигает апогея своего величия и красоты.
Перед дворцом большая круглая площадка с
газоном. У колонн дома старинные казацкие пушки. Справа и слева дворца под
прямым углом примыкают к нему флигеля. Замыкают круг с обеих сторон службы того
же стиля, как дворец. В нижнем этаже центральную часть
здания занимает огромная зала, как ее называли, «летняя». Пол цементный, и вся
она декорирована тропическими растениями и завита плющом. В углах огромные
полукруглые диваны старинного красного дерева с резьбой. Здесь летом прохладно,
уютно и приятно было укрыться от дневного зноя. От залы направо и налево
тянулись жилые комнаты анфиладой, с выходом в длинные коридоры. В этих комнатах
жили племянницы и племянники Г. С. Тарновского, и названия этих комнат по
именам живших в них лиц сохранились за ними.
Комнат было много, более 80, различных
размеров; все выходят прямо в сад, и из окон видно озеро и противоположный его гористый
берег. Величественное здание по обе стороны садового фасада заканчивается
колоннадами, в промежутках между колоннами стоят статуи, а над колоннадами —
террасы верхнего этажа. От главного входа в верхний этаж ведет широкая,
необычайно пологая лестница, устланная дорогим красным ковром. Стены украшены
старинным оружием.
Из небольшой передней входишь в огромную
залу, стены которой покрыты портретами малороссийских знаменитостей, и сотни глаз
смотрят на вас из золоченых рам: вот Мазепа, Кочубей и Искра, вот Галаган,
Палия, Полуботок и Разумиха, украшенная Императорским портретом
на Андреевской ленте. Какие все странные лица, с булавами и пыркачами в руках,
и какими далекими годами веет от них!..
А вот и семейные бюсты Тарновских во главе с
родоначальником Яном Тарновским, коронным гетманом Малороссии... Многие крупных
скульпторов. Мебель в зале стиля ампир, красного дерева. Огромные диваны и
кресла украшены золотой и серебряной
резьбой, довольно
тяжеловесны, и главный их интерес состоит собственно в их обивке — все сидения
затянуты изумительными вышивками бисером. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты.
Работа исполнена тончайшим бисером в Качановке крепостными гр. Ст. Тарновского.
Сохранилась эта мебель и по сей день в том же исправном виде.
Из залы налево парадная столовая, украшенная
красивыми розовыми колоннами под мрамор. В середине ее большая ниша-сцена.
Здесь при гр. Ст. играл домашний оркестр
и исполнял впервые, в присутствии автора, отрывки из «Руслана и Людмилы». Прямо
из столовой библиотека и биллиардная; из нее налево коридорчик и вход в
комнату, носящую название «фонарика», названную так благодаря стрельчатым
цветным окнам. Эта комната имеет свою историю: здесь жил и работал в 30-х годах
любимый ученик Брюллова и Воробьева, отец русского пейзажа В. И. Штернберг.
Художник проводил каждое лето здесь, у своего друга Григ. Степ., и большая
часть его картин написана в этой мастерской. В Качановке осталась большая коллекция
его произведений, изображающая природу Качановки, а также прекрасная по красоте
и письму вещь — «Переправа через Днепр у Киева» (соб. В. В. Тарновского). Из
мастерской Штернберга идет галерея в зимний сад, куда спускаешься по красивой
лестнице.
Из залы направо находятся гостиные, одна и другая.
Красивая мебель, резной палисандр, много чудной бронзы и превосходных картин,
свидетельствующих о том же Григ. Степ., от которого они перешли к наследникам и
которых лишь часть осталась в Качановке, как о большом знатоке и любителе
искусства. В своих поездках в западную Европу, а также в Петербург он собрал
картины таких художников,как Теньер, Деннер, Ван-Дик и др., а из русских
Воробьева, Штернберга, Брюллова, Иванова, Михайлова, Кипренского, Айвазовского
и др. Было также много выдающихся копий, писанных очень хорошими художниками и
представлявшими большой художественный интерес.
Из гостиной был ход в музей Вас. Вас.
Тарновского. Описывать его не буду, но могу лишь сказать, что это единственное
собрание малороссийской старины, и среди предметов, его наполнявших, есть вещи
прямо-таки замечательные. Помещение музея изображает терем. Затем еще комнаты и
еще... не счесть.
М. В. Тарновский
М. В. Тарновский
Темные сводчатые коридоры, подземелья, огромные комнаты, железные решетки у окон и подвалы с железными кольцами в стенах и сводах дают большую пищу воображению. Талант К. Е. Маковского
ОтветитьУдалитьувековечил их в картине «Вакханалия».