Василий
Васильевич Тарновский младший (1837-1899) родился в с. Антоновка Пирятинского уезда.
Окончил пансионат Энесса в Москве; затем поступил в Киевский университет на
юридический факультет, но не закончил его (ушел с 4-го курса); после
освобождения крестьян был первым мировым посредником в Качановке, где вместе с
отцом открыл школы, содержали их и преподавали в них. Василий Васильевич -
собиратель «Музея Украинских Древностей», который был пожертвован им земству
Черниговской губернии. Василий Васильевич был женат на дальней родственнице Софии
Васильевне Тарновской (1847-1899)-дочь Василия Петровича Тарновского – Прилуцкого
уездного предводителя.
София Васильевна закончила с золотой медалью
Петербургское училище ордена Св.Екатерины. Занималась благотворительностью,
была попечительницей Борзнянской земской школы, Общества опекунства над ранеными
и больными воинами в 1879-1889 годах. Награждалась знаками Красного креста.
София Владимировна обладала изумительной окраски контральто, владела
инструментом (роялем), поэтому в доме постоянно звучали романсы, серенады,
украинские народные песни. Каждый раз, когда собирались гости, прадед просил
Софию Васильевну спеть, и это было украшением вечера.
Василий
Васильевич Тарновский младший родился в 1872 г. в родовом имении Качановка. Жена – графиня Мария Николаевна О’Рурк-
из древнего ирландского рода-стройная рыжеволосая, с голубыми
глазами. Поклонники говорили, что у Марии опьяняющие глаза и тициановский цвет
волос, что она обаятельная и смелая. Сто лет тому назад графиня Мария заставила говорить о
себе весь мир (организовала в 1907 г. убийство графа Комаровского в Венеции,
приговорена к 8 годам каторжных работ на соляных промыслах).
Казаки,
охранявшие парк, научили Василия скакать на лошади и стрелять, отец обучил
псовой охоте, качановские мальчишки – бороться, а после рассказов о запорожских
казаках, их набегах и вольной жизни набеги вместе с качановскими приятелями на
соседские бахчи, где арбузы были турками, привели к тому, что «Васючка»
отослали учиться в столицу. Однако умение метко стрелять не раз спасало ему
жизнь во время дуэлей из-за женщин.
Музыканты
всегда были дорогими гостями Качановки. На судьбе Василия Васильевича не могло
не сказаться то, что он вырос в атмосфере искусства и частенько пел дуэты со
своей матерью. И когда прадед отправляет его учиться в юнкерское
училище, он параллельно учится вокалу у профессора Эверарди. Так случилось, что
и в училище, и в консерватории Василий Васильевич учился вместе со своим
одногодком, впоследствии знаменитым русским лирическим тенором – Леонидом
Витальевичем Собиновым.
Дебют
Василия состоялся в 1894 г. У него был баритон, как писал Эверарди,
"настоящее бельканто”. Одной из любимых опер у Василия Тарновского был "Евгений
Онегин”, где он пел Онегина, а Собинов – Ленского. Пел
Василий, кроме императорской сцены: в Киеве, в Венской опере и в Милане. Сохранились фотографии,
где Василий Тарновский снят фотографом
Императорского Театра в гримах различных ролей.
После революции Василия Васильевича(младшего)
два раза забирали в ЧК, т.к. он сразу был записан в число буржуев, подлежащих
репрессии. Оба раза его выручали: первый раз крестьяне, второй - официанты. С
его барской внешностью даже просто по улице ему было опасно ходить. Не стал он
дожидаться третьего раза и уехал сначала на Кавказ, где некоторое время пел в
Тифлисе, а затем через Константинополь в Берлин. В Константинополе он
познакомился с эмигранткой с двумя детьми Сколяренко Екатериной Георгиевной и
они вместе уехали в Берлин. Через некоторое время дед на ней женился. В Берлине
их приютили в своем доме Скоропадские, с которыми Тарновские были в родстве.
В
1930 году Собинов едет в концертное турне по Европе уже в ранге крупнейшего
представителя русской вокальной школы. В том числе поет и в Берлине, где
навещает Василия Тарновского. По приезде в Москву Леонид Витальевич приглашает
мать и со слезами на глазах рассказывает ей о печальном состоянии деда - беден
и болен. Привез он и берлинские фотографии деда. Умер
Василий Тарновский в 1932 г., похоронен
на кладбище русской общины в Берлине.
Вокальный талант передался дочери Софьи Васильевне-1876-1919), которая пела для себя и своих близких, причем репертуар ее был весьма характерен: несколько украинских народных песен, серенады, романсы и арии из опер для мужских голосов. Это объясняется тем, что дед по вечерам садился за рояль и распевался перед театром или просто пел для себя и для нее, а она подпевала или вторила, вот и запомнила многое. Когда она стала постарше, то пели они иногда и дуэтом. Василий Тарновский был совершенно замечательным отцом и Софья, которая рано осталась без материнской ласки, обожала его. Детство и юность Софьи прошли как в розовом сне - все ее любили. После продажи Качановки прадед разделил полученную сумму на три равные части: себе, дочери Софье Васильевне и сыну Василию Васильевичу (младшему). На эти деньги Василий Тарновский купил в Москве дачу и снимал в Москве дом. Однако после развода с Марией Николаевной, которая сына Васю забрала с собой в Италию, а дочь оставила отцу, он был вынужден переехать в Киев, где жила его сестра Софья, и просить ее участвовать в воспитании дочери, которой, как и всякой девочке, нужна была женская забота. Несколько раз Мария О’Рурк пыталась выкрасть свою дочь и каждый раз Васили Тарнавский ее отбивал.
Вокальный талант передался дочери Софьи Васильевне-1876-1919), которая пела для себя и своих близких, причем репертуар ее был весьма характерен: несколько украинских народных песен, серенады, романсы и арии из опер для мужских голосов. Это объясняется тем, что дед по вечерам садился за рояль и распевался перед театром или просто пел для себя и для нее, а она подпевала или вторила, вот и запомнила многое. Когда она стала постарше, то пели они иногда и дуэтом. Василий Тарновский был совершенно замечательным отцом и Софья, которая рано осталась без материнской ласки, обожала его. Детство и юность Софьи прошли как в розовом сне - все ее любили. После продажи Качановки прадед разделил полученную сумму на три равные части: себе, дочери Софье Васильевне и сыну Василию Васильевичу (младшему). На эти деньги Василий Тарновский купил в Москве дачу и снимал в Москве дом. Однако после развода с Марией Николаевной, которая сына Васю забрала с собой в Италию, а дочь оставила отцу, он был вынужден переехать в Киев, где жила его сестра Софья, и просить ее участвовать в воспитании дочери, которой, как и всякой девочке, нужна была женская забота. Несколько раз Мария О’Рурк пыталась выкрасть свою дочь и каждый раз Васили Тарнавский ее отбивал.
В
Киеве Софья поступила в гимназию,
которую она окончила с отличием и отец
отдал ее руку одному из киевских аристократов – князю (фамилию неизвестна).
Была помолвка – и тут грянула революция. Киев несколько раз переходил из рук в
руки. После установления советской власти составили списки буржуев, которых нужно репрессировать,
и Софья Васильевна (сестра Василия) попала в число этих буржуев. Где-то на
окраине сняли квартиру и там скрывались. Софья Васильевна не перенесла этого
перехода к жизни изгоев и умерла. В этот момент Василий Тарновский вынужден был
бежать и предлагает дочери Софьи бежать с ним, но она ждет жениха, который был
в армии Деникина и должен был за ней приехать,
что он вскоре и сделал, но был застрелен в саду своего дома в момент, когда он
откапывал зарытые там семейные реликвии и драгоценности. Итак, мать осталась
одна в огромном доме. Нужно было жить дальше и тут она поступила в учебную
киностудию Смирнова в Киеве, где познакомилась с Каплером Алексеем Яковлевичем*. Пришлось
ему креститься и только после этого Софья Васильевна вышла за него замуж. После
окончания студии они оба уехали в Одессу на кинофабрику, где Софья снималась в немых
фильмах. С рождением сына в 1927 г. с артистической карьерой было покончено.
Через два года Софья развелась с Алексеем Каплером и уехала в
Ленинград. Там её пригласили работать в гостиницу интурист "Астория” и
поручили обучение манерам и языкам официантов и горничных С той же целью ее
переводят в Москву. И, наконец, она нашла себя, закончив заочно педагогический
институт и получив профессию преподавателя немецкого и французского языков. В
школе, а затем в Танковой Академии она бессменно руководила драмкружками, где
ставила пьесы как на немецком, так и на русском языках. Многие ее ученики
впоследствии стали артистами. До самой её смерти из дипломатического корпуса
ходили к ней дипломаты, направляемые во Францию на работу, для постановки
правильного произношения. Во втором браке была замужем за Александром
Петровичем Плаксионовым, гидрологом Главсевморпути. Умерла в 1994 году. Похоронил на Ваганьковском
мемориальном кладбище.
* Алексей Каплер родился в сентябре 1904 года
в Киеве, на Подоле. Революция, гражданская война, и одновременно страстное
увлечение театром. В ближайших друзьях - Сергей Юткевич и Григорий Козинцев,
будущие корифеи советского кинематографа. Он автор сценариев многих известных
фильмов, в том числе «Три товарища», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия». Но
настоящий успех ему принесло участие в создании фильмов Михаила Ромма «Ленин в
Октябре» и «Ленин в 1918 году» — с Борисом Щукиным в роли Ленина. Люди постарше
должны помнить знаменитую телевизионную «Кинопанораму» и её ведущего — Алексея
Каплера. Его популярность была воистину грандиозна — «Кинопанораму» смотрели
все.
Не меньшую известность получил Алексей Каплер
и своим романом со Светланой Аллилуевой, дочкой самого Сталина.
Через много-много лет — в своих
воспоминаниях Светлана Аллилуева рассказала о романе с Каплером.
Каплер любил женщин, а они любили его, и романов у него было
предостаточно. Он красиво ухаживал за женщинами, даже при самых, казалось бы,
не подходящих для этого обстоятельствах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий