Среди
многих украинских усадеб Качановка является одной из старейших, в которой тесно
переплелись архитектура и садово-парковое искусство, коллекционирование и
творчество, повседневный быт и парадные приемы. Ее основание относится к началу
XVIII столетия.
В
семи верстах от Парафиевки, при реке Смоше находился водяной млын. Хутор,
возникший около него, в 1742 г. был продан «двора его императорского Величества
певчему Федору Ивановичу Каченовскому в 1744г. к нему был прикуплен еще хутор.
Когда же дворянин и шляхтич Каченовский был пожалован более богатыми «маетностями», он продал Качановку брату, обязав его 1/10 часть помола с водяных мельниц отдавать на Парафиевскую церковь св. Николая, а другую — на «шпиталь нищим». В 1770 г. по поручению императрицы Екатерины II Парафиевка и Качановка были куплены для Румянцева-Задунайского и подарены ему. При нем М.Н. Мосципановым был построен большой каменный дом по проекту архитектора К.И. Бланка и заведен сад, положивший начало тому обширному парку, которым славится Качановка.
Когда же дворянин и шляхтич Каченовский был пожалован более богатыми «маетностями», он продал Качановку брату, обязав его 1/10 часть помола с водяных мельниц отдавать на Парафиевскую церковь св. Николая, а другую — на «шпиталь нищим». В 1770 г. по поручению императрицы Екатерины II Парафиевка и Качановка были куплены для Румянцева-Задунайского и подарены ему. При нем М.Н. Мосципановым был построен большой каменный дом по проекту архитектора К.И. Бланка и заведен сад, положивший начало тому обширному парку, которым славится Качановка.
«...Хотелось
бы мне, чтобы не упуская удобного времени и в Качановском хуторе, начатые вами
перспективы, что от одной рощи к другой, ведены с правой стороны вплоть к
березовой роще, а с левой стороны до дороги, что садовником назначена на полуостров...»
— писал Румянцев-Задунайский весной 1777 г. В том же письме упоминается, что
выписан садовник из Батурина. В 80-х гг. XVIII века дворец был уже построен.
Архитектура его была во вкусе фельдмаршала, неоготическая. Планировка
придворцового района была регулярной, дом окружал парк, в котором размещались
малые архитектурные формы. К западному фасаду примыкала главная парковая поляна
с могучими дубами, с восточной стороны был плодовый сад. Перестройка дворца
была осуществлена, очевидно, после продажи усадьбы сыном фельдмаршала С.П.
Румянцевым в 1808 г. Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне
(Тарновской по первому браку). В 1824 г. ввиду их бездетности имение переходит
к ее сыну от первого брака Г.С. Тарновскому. Таким образом, практически с 1808
г. начинается второй век Качановки — век XIX век Тарновских, владевших имением
до 1898 г., и слава Качановки распространяется далеко за пределы Черниговщины.
«...На
юге знаменита была Качановка, черниговское имение известного мецената помещика
Тарновского», — напишет позднее Н. Врангель. В статье «Живописец Штернберг»
В.В. Стасов писал: «...в 1837 г. камер-юнкер Г.С. Тарновский дал средства
академисту В. Штернбергу писать с натуры в деревне своей Качановке и в Киеве,
богатых необыкновенно живописными видами, величием и прелестями южной природы.
Академия не может не засвидетельствовать ему своей признательности».
Множество
материалов позволяют судить о том, что Григорий Степанович уделял усадьбе
большое внимание. Изменяется планировка придворцовой части, она становится
более парадной; фруктовый сад отодвигается от дворца, появляется много парковых
дорог и мостов в бывших лесных участках имения; расширяется Майорский пруд и на
нем насыпают два острова для гуляний, соединенные каменным мостом. Владелец
переселяет крестьян подальше от пруда, чтобы крестьянские гуси и утки не
плавали в пруду, который теперь украсили лебеди и коллекции водных растений.
Аллея из ивы белой, заменившей прежние пирамидальные тополя, посаженная по
западному берегу, частично сохранилась до второй половины XX в.
В
планировочных работах по парку мог принимать участие архитектор П.А.
Дубровский, приглашенный П.Г. Галаганом для строительства дворца и парка в
Сокиринцах, где работал с 1824 по 1830 г. В семейной переписке Тарновских
упоминается также садовник Ф.Ф. Меринг, работавший над созданием парка в этот
период. Именно тогда формировались наиболее эффектные композиционные узлы
усадьбы и парка.
Еще
при Румянцеве был построен павильон, получивший впоследствии название «Беседка Глинки»,
— на высоком холме, восьмигранный в плане со стрельчатыми окнами и дверями, с
круглыми барельефными медальонами. Павильон возвышается на стилобате, который
приподнят за счет платформы из насыпного грунта. Во времена Румянцева он
назывался «грот и зала для гульбища над оным», затем входы в грот были
заложены, а ныне — снова раскрыты. В зале исключительная акустика, поэтому
здесь любил работать М.И. Глинка. Здесь впервые исполнялась увертюра к его
опере «Руслан и Людмила». К румянцевским постройкам в парке относились и модные
в XVIII в. «руины» — бутафорская крепость на манер «потешных» крепостей Петра
I, и парковая беседка недалеко от дворца. Можно предположить, что к этому же
периоду относится и великолепный регулярный боулингрин у дворца, с фонтаном в
центре, обсаженный по периметру шпалерой из стриженого граба. С 1824 г.
наступает тот замечательный период в жизни Качановки, когда на протяжении
добрых 70-80 лет она притягивала к себе внимание многих деятелей искусства,
литературы и культуры. Их общение между собой и с хозяевами гостеприимного дома
не прошло бесследно для художественной культуры своего времени. Здесь среди
прекрасной украинской природы, вдали от официальных художественных кругов в
свободной и непринужденной обстановке встречались деятели украинской и русской
культуры, естественно и органично происходило взаимопроникновение идей и
мнений.
«...Подъезжали
к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом
большой каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся саде
прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение. Но
осмотрясь, удивление уменьшалось: дом был как будто не окончен, дорожки в саду
не доделаны. Был у владельца оркестр, и не дурной оркестр, но не полный и духовые
инструменты не все исправны... Одним словом все обличало излишнюю расчетливость
бездетного хозяина, владевшего 9000 душ и большим капиталом». Такой увидел
Качановку М.И.Глинка, когда в 1836 г. предпринял поездку в Украину. «Хозяин
принял нас радушно и отвел мне с помощниками пристанище в оранжерее, которая
примыкала к дому». Здесь Глинка отдыхал насколько раз в течение лета и
встретился с художником В.И. Штернбергом, оставившим бесценные графические
листы и небольшие картины со сценками из жизни Качановки и ее пейзажами,
украинским поэтом В.Н. Забелой, своим товарищем по пансиону — историком и
этнографом Н.А. Марковичем, певцом и будущим композитором Гулаком-Артемовским.
Г.С.
Тарновский принимал гостей радушно, развлекал их прогулками, катаньем, иллюминациями
и танцами. Дом бездетных хозяев был населен многочисленными племянницами и
племянниками со стороны Григория Степановича и Анны Дмитриевны. На картине В.И.
Штернберга хорошо видна лодочная пристань у придворцовой парковой поляны. К ней
причаливали прогулочные лодки. Отсюда начиналось катанье по пруду с заездом для
отдыха на острова.
Т.Г.
Шевченко, посетивший Качановку во время своего первого путешествия по Украине в
1843 г., тонко подметил всю противоречивость качановской среды и ее подлинную
атмосферу, и позднее в 1854 г. дал ей бескомпромиссную оценку в своей повести
«Музыкант». Более дружеские отношения у Шевченко сложились с племянником
Григория Степановича В.В. Тарновским-старшим, которого поэт посетил в 1845 г. в
его усадьбе Потоки.
Григорий
Степанович и его супруга умерли в 1853 г., в один день. С этого времени
начинается новый этап в жизни усадьбы. Еще при жизни дяди В.В.
Тарновский-старший, унаследовавший имение, занимался дядиным хозяйством,
готовил его к реформе, способствовал переводу на более передовой хозяйственный
уклад. После реформы имение сохранило достаточно земли. Лишившись даровой
рабочей силы Тарновские за счет наемного труда продолжали успешно вести
хозяйство, и владения их увеличивались. Судя по архивным данным хозяйство парка
летом обслуживало около 400 человек, и большинство жителей окрестных сел и
хуторов работали на строительстве парка и по уходу за ним. Сам Василий
Васильевич-старший парком не занимался, в сфере его деятельности была земская
управа, быт крестьян, крестьянский вопрос, но его сын В,В. Тарновский-младший
еще при жизни отца уделял большое внимание развитию парка. И когда после
ссылки, в 1859 г. Шевченко приехал в Качановку и пришел в парк с сыном хозяина,
он не мог скрыть своего восхищения живописностью открывавшихся перед ним видов.
Тогда же он по просьбе молодого друга посадил дубок и пожелал: «Дай Боже, щоб
нам довелось коли-небудь посидіти в тіні його гілля».
Итак,
хозяевами Качановки стало новое поколение дворян, людей образованных,
культурных, с передовыми взглядами. Василий Васильевич-старший учился в
Нежинском лицее с Гоголем, с которым дружил; затем окончил Московский
университет, писал, занимался культурно-просветительской деятельностью, высоко
ценил творчество Шевченко и переписывался с ним. По словам Н.В. Гоголя, это был
мечтательный и самоотверженный человек, добрый и свежий чувствами, для которого
не существовало ни чинов, ни повышений, ни честолюбия. Сын
его — Василий Васильевич-младший — учился в Москве и Петербурге, окончил
Киевский университет. Познакомившись с Шевченко еще мальчиком, до ссылки поэта,
он стал его поклонником на всю жизнь, переписывался с ним, покупал его рисунки,
собирал рукописи, автографы, офорты.
Со
времени В.В. Тарновского-младшего начинается следующий этап культурной жизни
Качановской усадьбы. В эти годы Качановку посещали писатели П. Кулиш, М.
Вовчок, художники-братья К. и В. Маковские, Л. Жемчужников, Г. Честаховский,
историки Н. Костомаров, Д. Дворницкий, М. Горленко. В
1880 г. в Качановку с молодым В. Серовым приезжал И.Е. Репин. Здесь он работал
над своей картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Поскольку
коллекция разрасталась, Тарновский-младший начал строить каменицу для «тех книг
и всякой старовины»г очевидно в районе «Руин» . Для забав детей среди зелени
парка была выстроена беленькая украинская хатка с соломенной крышей, с
характерными перелазами через плетень, огородом и полной обстановкой —
«хата-порада». Мосты над «глубокими» дорогами, легкие беседки в отдаленных
частях парка, пандусы в местах с крутым рельефом — все было предусмотрено в
парке для чудесных прогулок и отдыха.
В.В.
Тарновский-младший занимался парком почти сорок лет, поэтому парковые
композиции производили впечатление полного единства замысла и воплощения. Он
бережно относился к старым деревьям и, как многие помещики того времени, под
влиянием И.М. Скоропадского, увлекся акклиматизацией — ввел в парковые
композиции такие новые виды хвойных деревьев как сосны крымская, веймутова и
черная, сосна кедровая или кедр сибирский. Большие сенокосные поляны
опоясывались дорогами по краю и засаживались группами декоративных кустарников
или плодовых деревьев. Им были задуманы торжественные «венки» из темных елей по
дороге к могиле Г.Н. Честаховского, посадки пирамидального тополя заменили
свободными композициями из хвойных.
Учителем
рисования у детей был один из лучших иллюстраторов Н.В. Гоголя художник А.А.
Агин. Он умер и похоронен в Качановке.
Очевидно,
не без влияния Тростянецкого парка И.М. Скоропадского была создана и
«Швейцария» с холмами и узкими дорожками, имитировавшими горные тропы.
В
парке было множество прекрасной парковой мебели — чугунные кресла и скамьи,
столы на чугунных основаниях с мраморными и железными столешницами, мебель
деревянная на чугунных ножках, а также дерновые скамьи-сиделки и складные
немецкие стулья,
Большая
протяженность дорог, извилистых и расположенных в нескольких уровнях, при
перепадах рельефа до 45 м создавала в парке совершенно фантастическое
впечатление лабиринта, и контрасте с ним раскрывались изумительные перспективы
на пруды и живописные дали — виды на окрестности.
Итак,
Качановка снова заполняется гостями. К.Е. Маковский пишет там ряд портретов.
Путешествуя по местам, где когда-то была Запорожская сечь, провел здесь лето
И.Е. Репин с молодым своим учеником Валентином Серовым. Богатая коллекция
малороссийских древностей, возможность сделать зарисовки народных типов,
наконец, сам владелец Качановки, обладавший колоритной внешностью и носивший
живописные костюмы, послужили Репину прекрасным материалом в подготовке
задуманной им картины «Запорожцы». Там же художник написал два этюда с видами
парка.
В
усадьбе была благоприятная атмосфера для творческой деятельности и общения:
интимность и непринужденность обстановки, высокий художественный уровень среды,
который стимулировал и художественное творчество. Беседки, скульптура, мебель,
малые садовые формы, зимний сад, многочисленные предметы
декоративно-прикладного искусства, бронза, хрусталь, картинная галерея с
портретами украинских полководцев и общественных деятелей разных времен и даже
по моде конца века — гостиные и кабинеты в «русском стиле» — все это создавало
активную архитектурно-художественную среду, которая дополняла среду парковую с
ее высокохудожественными пейзажами.
Осенью
1898 г. Тарновские простились с Качановкой. Имущество вслед за бывшими
хозяевами вывозилось на многочисленных подводах: Качановка была продана, потому
что наступал век более богатых, деловых и энергичных людей, век капиталистов и
промышленников, которым было под силу владеть таким обширным имением. Так
начинался третий, XX век Качановки, полный драматизма и неопределенности.
Усадьба
была куплена П.И. Харитоненко для дочери Елены Павловны. Именно в этот период
дворец и другие строения усадьбы приобрели современный вид. Богаче становится
декор фасадов, подвергается изменению планировка флигелей. Флигели и башня
отделываются в том же стиле, что и центральная часть дворца. Устраиваются
пилоны при въезде и аналогичные пилоны, замыкающие чугунную ограду у церкви. В
придворцовой части парка устанавливаются скульптуры. На одной из полян
разместился кегельбан, гигантские шаги, крокетная площадка. П.И.
Харитоненко купил усадьбу в образцовом порядке. Специфика хозяйства была в том,
что оно все было подчинено нуждам парка. При Харитоненко велось оно по
передовому — была телефонная сеть на 10 аппаратов; имелась каменная крытая
железом и под стеклянными рамами оранжерея с тремя отделениями для растений,
двумя коридорами и чердачным помещением; две каменные теплицы; до наших дней
сохранился дом-квартира садовника, двухэтажный каменный, ранее крытый
черепицей. Продолжались работы в парке. В районе «Швейцарии» установили две
беседки, а на «Хвойной горке» в легкой деревянной беседке-вольере поселились
певчие птицы. Началось строительство еще одного паркового моста. Но основные
работы были связаны с перестройкой и благоустройством дворца и его
многочисленных помещений. По данным Т. Каждан, эти работы проводились
архитектором Шольцем, а в 1912-1913 гг. в Качановке работал известный
петербуржский архитектор А. Белогруд. Характер благоустройства придворцовой
территории меняется в соответствии с духом времени — эпохой мо- дерна. В 1916
г. Качановку посетил замечательный художник М.В. Добужинский. По приглашению
П.И. Харитоненко Добужинский работал в его харьковском имении Наталиевке и
после этого 1915-1916 гг. получил заказ на роспись интерьеров и проект
убранства в Качановке. Там он написал две парковые работы. Место нахождение одной
из них «Колоннада в Качановке» (акварель) неизвестно, другая же — «Сфинксы в
Качановке» — находится в Музее русского искусства в Киеве.
Страшное
время началось для усадьбы после революции. Собрание мраморных и каменных
статуй и бюстов «сильнейшим образом пострадало», как сообщалось в докладной
инспектора Губнаробраза от 27.12.1922 г. «Древние развалины особой архитектур
находящиеся под горой, разбираются на кирпич местными жителями. Беседка, в
которой работал знаменитый композитор Глинка тоже растаскивается... Ныне охраны
нет». Не было ее еще очень долго... Основная часть парка находилась в ведении
лесхоззага, в нем велось обычное лесное хозяйство с заготовкой древесины. Парк
зарастал самосевом, терялись композиционные акценты, исчезали лучшие парковые перспективы.
С
1984 г. Качановка получила статус Государственного историко-культурного
заповедника, была разработана проектная документация на реставрацию дворца и
восстановление парка. В настоящее время реставрационные работы продолжаются
привлечением зарубежных инвестиций. Хочется надеяться, что третий век Качановки
закончится полной реставрацией уникальной усадьбы и показом богатых музейных
фондов, хранящихся в запасниках историко-культурного заповедника.
И.Д. Родичкин, профессор, доктор архитектуры
Комментариев нет:
Отправить комментарий