Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 14 мая 2013 г.

«Сочинил и изваял Иоанн Петрович Мартос родом из Ични»

В центре Москвы на Красной площади стоит известный каждому памятник сооруженный в 1818 году на народные средства. На постаменте высечена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».  Памятник Минину и Пожарскому принёс скульптору Мартосу всенародное признание. Он же, оставаясь человеком скромным, не стремящимся к славе, подписал своё произведение как простой мастеровой: «Сочинил и изваял Иоанн Петрович Мартос родом из Ични».
   Иван Петрович Мартос прожил более 80 лет (1754-1835) и оставил после себя богатое наследие.
Он автор многих известных надгробий: Волконской, Собакиной, Куракиной, Гагариной, Панину и др., барельефов и скульптур в Казанском соборе, скульптур в Большом каскаде Петергофа и в других пригородных петербургских резиденциях, памятников Александру I в Таганроге, князю Потёмкину в Херсоне, Ришелье в Одессе, Павлу I в имении Аракчеева с. Грузино, Екатерине II в Петербурге, Ломоносову в Архангельске и др.
   Иван Петрович преподавал в Академии 50 лет, имел звание заслуженного ректора. Был членом нескольких европейских академий. Мартоса в своё время называли Фидием девятнадцатого века. На барельефе пьедестала  памятника Минину и Пожарскому, сделанного учеником Мартоса, есть изображение самого Мартоса...
    Иван Петрович Мартос родился в 1754 году в старинной казацкой семье в местечке Ичня (Черниговская обл.) на Украине. Десятилетним мальчиком был привезен в Петербург и принят в Академию художеств. Известно, что в 1764 году вместе с ним были зачислены в Академию мальчики из бедных солдатских семей: Михаил Козловский и Феодосий Щедрин, также ставшие в будущем великими русскими скульпторами. После окончания Императорской Академии художеств,  в 1773 году все трое получили большие золотые медали и были отправлены с пенсионом за границу. В Риме Мартос  учился «скульптурному художеству» в мастерских итальянских скульпторов и шесть лет глубоко изучал античное искусство: «делал копии с антиков». В 1779 году Мартос возвращается в Петербург и его назначают преподавателем в Академию художеств, где он будет трудиться до конца своей жизни. За пятьдесят шесть лет он воспитал не один десяток талантливых ваятелей.
   Мартос в конце XVIII века  занимает видное место в развитии русской мемориальной скульптуры. Созданные им образы в мраморе отличались эмоциональностью и художественным совершенством. Наиболее значительные памятники Мартос создает в XIX веке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий