Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 23 марта 2013 г.

КАЧАНОВКА (усадьба)

О. Кунавин. Дворец Румянцева в Качановке, конец 18 ст.

   Качановка всегда была гостеприимна. Особенным хлебосольством прославились ее хозяева Тарновские. В 1824 году владельцем усадьбы стал титулярный советник Григорий Тарновский. Он, его сын Василий Тарновский-старший и внук Василий Тарновский-младший сделали Качановку настоящим культурным центром. Гостевых комнат в усадьбе - 50 (!). И комнаты эти не пустовали. За неполное столетие книга выдающихся гостей Качановки насчитывала 640 имен: Жуковский, Брюллов, Маркевич, позже - Шевченко, Гоголь, Жемчужников, Глинка, Репин, Врубель…
                   ------------------------------- 
Лето 1838 года Глинка провел на Украине. Целью его поездки был набор певчих для придворной капеллы. Центром своих «операций» Глинка избрал, по его собственным словам, «поместье… помещика Черниговской губернии… Григория Степановича Тарновского». То была Качановка - одно из примечательных мест в истории отечественной культуры. В Качановке существовал хор из крепостных актеров и музыкантов, которым иногда управлял сам Глинка. В Качановке Глинка познакомился, а потом сблизился с художником В. Штернбергом, поэтом В. Забелой, соседом Тарновского - П.  Скоропадским, одаренным музыкантом-любителем. В память о встречах с друзьями в Качановке Глинка сочинял шуточную кантату. Музыка и текст этой кантаты впервые были опубликованы в приложении к газете «Новое время» за 1903 год.  Автограф партитуры находится в Черниговском музее.
    После поездки на Украину Глинка сочинил две песни в малороссийском духе - «Гуде витер» и «Не щебечи, соловейко» (на слова В. Забелы). Песни были настолько точно стилизованы, что некоторые критики засомневались: в самом ли деле Глинка написал их?
 «В одном обществе, – вспоминает приятель Глинки, П. Дубровский, — знакомый мне меломан, имеющий претензию слыть глубоким знатоком музыки… заметил, что музыка его [Глинки] на песню «Гуде витер» и проч. целиком заимствована из народного малороссийского мотива и что он присвоил себе чужое! Зная, что это оригинальное произведение, мне хотелось уличить…  дерзкого зоила».
 Дубровский рассказал об этом эпизоде Глинке. Композитор добродушно рассмеялся и тут же составил записку следующего содержания: «Действительно музыка на песню «Гуде витер»  (слова Забелы) сочинена мною, а если она похожа на народный малороссийский мотив — я в этом не виноват!» Записка была немедленно отправлена «дерзкому зоилу».

Комментариев нет:

Отправить комментарий