«Слава
давно вызывала улыбку у мудрецов; это нечто, ничто, слово, иллюзия, дым, и
зависит больше от стиля историка, чем от имени, которое оставляет по себе
человек»
Дж.
Байрон
Согласившись
с этой, вынесенной в эпиграф мыслью, как-то легче воспринимаешь судьбу
художника Василия Штернберга (1818 – 1845), мало того, что умершего двадцати
семи лет от роду, но и почти неизвестного нашим современникам, не равнодушным к
искусству.
Тут
нам видится причиной не только отдаленность жития и трудов сего живописца
(первая половина XIX века), не только краткость отпущенного ему срока, но и
некая двойственность его «этнографической принадлежности». Его, прожившего
всего три года (и то наездами) на Украине, близ Киева, украинские искусствоведы
занесли в свои каталоги и словари, как
украинского художника, наравне с Трутовским, Орловским и Васильковским. Заглянем в альбом «Украинская пейзажная живопись (XIX – начало XX столетия), изданный на Украине, на украинском (с переводом на английский) в 2003 году. Переведем на русский одну строку из предисловия: «В альбоме представлено больше семидесяти произведений украинских художников…» Причем Штернберг представлен в альбоме пятью репродукциями с его картин, тогда как иные «обошлись» двумя – тремя. Дело не во вкусах составителей, а в желании оказать по заслугам и честь.
украинского художника, наравне с Трутовским, Орловским и Васильковским. Заглянем в альбом «Украинская пейзажная живопись (XIX – начало XX столетия), изданный на Украине, на украинском (с переводом на английский) в 2003 году. Переведем на русский одну строку из предисловия: «В альбоме представлено больше семидесяти произведений украинских художников…» Причем Штернберг представлен в альбоме пятью репродукциями с его картин, тогда как иные «обошлись» двумя – тремя. Дело не во вкусах составителей, а в желании оказать по заслугам и честь.
А
что же мы, россияне? Проморгали художника, питомца петербургской Академии
художеств, почитавшего за честь учиться у «русака» М.Н. Воробьева? Да ничего
подобного! В нашем Русском музее хранятся пять работ Штернберга, в Третьяковской
галерее – восемь, включая автопортрет художника. Вот только картины – в
запасниках, а статей с репродукциями до недавней поры что то не видно было.
Исключение – публикации почтовой открытки с картиной Штернберга из
Государственного Русского музея: «В Качановке, имении Г.С. Тарновского». Год
1838. Семьдесят лет спустя после авторской даты картина поступила от внука
историка Украины Н.А. Маркевича в тот музей русского искусства. С этой картины
и начнем рассказ о судьбе и творчестве Василия Ивановича Штернберга. Петербуржец
по рождению, он многое, в плане воспитания, получил от своего отца,
преподававшего немецкий язык в Горном кадетском корпусе, где одновременно
исполнял обязанности библиотекаря, а еще – помощника инспектора. Надо
полагать, что сия совмещаемость шла не от избытка энергии, а от необходимости
материально поддерживать свою семью, сына – в частности. А вот общение с
петербургской интеллигенцией, как говорится теперь, в рабочем порядке
положительно сказалось на сыне, проявлявшем интерес к живописи. Не случайно уже
в 13 лет Василий Штернберг был знаком с известным художником М.И. Лебедевым и
даже брал у него уроки рисования. В качестве практики копировал работы своего
наставника, в основном пейзажи. В 16 лет юноша лишился отца, а роль опекуна над
Василием взял на себя друг семьи Штернбергов – профессор Санкт-петербургского
университета (в отставке) Ф.Г. Плисов. Он определил способного паренька
вольноприходящим учеником Академии художеств. Вскоре Василий стал полноправным
студентом в классе профессора М.Н. Воробьева. В течение трех летних периодов
(1836 – 1838) Василий Штернберг гостил на Черниговщине, у помещика имения
Качановка Г.С. Тарновского. Там он не только гостил, писал этюды, но и
познакомился с известным деятелем культуры – композитором Глинкой, историком
Украины Н.А. Маркевичем, поэтом Тарасом Шевченко, ставшим ему не только
единомышленником, но и другом.
Самое
время обратиться к «визитной карточке» художника Штернберга – картине «В
Качановке, имении Тарновского». На этом полотне изображена гостиная в этом
имении, с распахнутым окном в летний день, и лесные просторы на заднем плане. В
фойе расположились две группы по два человека в каждой. Первая состоит из
самого художника за мольбертом и хозяина усадьбы с тросточкой в руках, наблюдающего
за художественным процессом. Другая «двойка» – это композитор Глинка, что то
пишущий за столиком, и рядом сидящий Маркевич, упомянутый выше.
Как
известно специалистам, на обороте этой картины есть приклеенная надпись тех
лет: «Милому Ановский, Штернберг». Еще наклейка: «Картина
художника Штернберга. Писана в 1838 году в имении Г.С. Тарновского Качановке
Черниговской губ. Комната эта была рабочим кабинетом М.И. Глинки – за
партитурой «Руслан и Людмила» и историк Малороссии Н.А. Маркевич, занятый
сохранением текста баллады Финна. За мольбертом сам художник, а сзади его
владелец Качановки. Здесь в 1835 году была первая проба оркестровых и хоровых
партий Руслана. Сходство лиц и в особенности фигур замечательное. Очевидец,
кому тогда было семь лет, сын историка А. Маркевич». Этот «сын историка», не
только оставил нам, безусловно, историческую записку на обороте картины, но и
вырастил своего сына, который и передал в Русский музей эту самую картину.
Исполать Вам, Ю.А. Маркевич»
Итак,
мы с вами увидели художника Штернберга за работой в интерьере усадьбы. Между
тем есть у него в активе другая работа под названием «Усадьба Г.С. Тарновского
в Качановке», помеченная годом раньше – 1837-м. Находится она в Киевском
Государственном музее украинского искусства, а опубликована в виде репродукции
в альбоме, упомянутом в начале этих заметок – «Украинская пейзажная живопись»,
XIX – начало XX века». Изображенная усадьба, белая на зеленом холме, парадна,
невесома даже при шести своих портиковых колоннах. Зато большой пруд,
отражающий усадьбу, – это «торжество демократии»: рыбак в своей лодке на первом
плане, мальчонка с сачком для ловли рыбной мелочи, мальчишки, забравшиеся по колена
в зеленую теплую воду – все это характеризует художника, умеющего и желающего
совмещать природу и живых, не статистических людей, ее населяющих. Это не раз
отмечали и современники художника, и присяжные толкователи его творчества.
В
своих многотомных воспоминаниях, в разделе о детстве, известный художник и
первоклассный историк искусства Александр Николаевич Бенуа нашел место и для
живописца Штернберга: «Со Штернбергом, юным и высокодаровитым художником отец
дружил больше, чем с кем-либо. В периоды разлуки он вел именно с ним самую
ревностную переписку, причем и он и Штернберг украшали свои письма бесконечными
чарующими рисунками. К великому горю отца светлая дружба эта была нарушена
кончиной Штернберга, для которого, как и для многих других уроженцев северных
стран, пребывание в «райских» климатических условиях оказалось роковым. Он
захворал скоротечной чахоткой, приведшей его к ранней кончине…».
Кажется,
мы забежали вперед, сообщив с помощью мемуариста о кончине нашего художника
вдали от России, точней – в Италии. Пока же Штернберг вдохновенно работает на
Черниговщине, наслаждается природой Малороссии и ее сельской жизнью Названия
картин говорят об их содержании: «Пастушок», «Чабан («Украинский селянин»),
«Водяная мельница», «Табун», «Ярмарка»… За семь картин, представленных в
Академии художеств, художник получает Золотую медаль. Это картины
«Малороссийский шинок», «Переправа через Днепр у Киева», «Аскольдова могила»,
«У шинка», «Пейзаж с хатами», «Игра в жмурки», «Ночная музыкальная сходка».
Как
мы упоминали, Штернберг был дружен с Тарасом Шевченко, делал рисунки к его
ставшему знаменитым «Кобзарю», а Тарас Григорьевич посвятил «Василю» один из
своих рассказов. Отметим, что, оказавшись в Петербурге, Шевченко и Штернберг
осенью 1838 и зимой 1839 вместе снимали квартиру, и это было благо в условиях
чопорного холодного Петербурга и еще не устоявшейся своей жизни.
…Мы
не случайно уделяем столь много внимания периоду конца 30-х годов XIX века в
жизни и творчестве художника Штернберга. Во-первых, усадьба, которую он нашел
на Черниговщине, принесла ему самые известные теперь картины, изображающие
усадьбу изнутри и снаружи. Во-вторых, духовноматериальные богатства усадьбы (ее
вид, ее окрестности, ее содержимое) вдохновляло и обогащало Штернберга. Один из
младших потомков семейства Тарновских вспоминал, что в этой усадьбе «было много
чудной бронзы и превосходных картин… Теньер, Деннер, Ван¬Дик и др., а из
русских Воробьева, Штернберга, Брюллова, Иванова, Михайлова, Кипренского,
Айвазовского…»
Знакомство
с композитором Глинкой, совершившим тогда свое путешествие по Украине в поисках
певчих для задуманной оперы «Руслан и Людмила», также было полезным для
молодого художника. Наконец, быт и природа Украины, ее обычаи и обряды
вдохновляли живописца на создание картин, которые и теперь смотрятся как
лирические, правдиво-художественные документы жизни Малороссии конца первой
половины XIX века. Такова «Сельская улица», помеченная 1838 годом. По грунтовой
дороге, петляющей меж хат-мазанок, крытых камышом (очеретом), идет женщина с
ребенком. Похоже, носила его показать знахарке: ребенка закутала в свою
«свитку» и, прижимая, торопится теперь домой. Черная повязка на голове тоже
подтверждает мысль о «деловом» характере ее выхода из дому поутру: только гуси
видны в канаве с водой, да пара овец, выгоняемых хозяйкой из хлева на прогулку.
Картина эта, как и ряд других кисти Василия Штернберга, находится в Киеве, в
Национальном музее им. Тараса Шевченко. Как видим, имена этих людей – художника
и поэта, и теперь, как при жизни, связаны воедино. А вот картина «Освещение
пасок в Малороссии» в 1838 году была награждена Академией художеств большой
золотой медалью и давала художнику право на пенсионерскую заграничную поездку,
в тот же притягательной для всех художников Рим. Но, по счастью, он не
торопился, словно опасаясь резкой смены климата, о чем в свое время выскажется
Игорь Грабарь.
Наступил 1839-й год. Василий Штернберг принял предложение – отправиться в экспедицию графа Перовского в Башкирию, в качестве художника. В галерее П.М. Третьякова находится акварель «Калмыцкие юрты (1839 год), вариант – в Русском музее. Но болезнь петербуржцев – чахотка – уже давала себя знать и художник, положившись на солнечный климат Италии, отказался от экспедиции и воспользовался правом пенсионера академии художеств – поехал в Рим. Это был июнь, 1840 года. Там он остается верен своему принципу – изображать людей на фоне пейзажа. Так появляется «Итальянец-простолюдин», «Местные жители, играющие в карты», «Озеро Неми близ Рима»… В Риме, в возрасте 27 лет художник скончался.
Наступил 1839-й год. Василий Штернберг принял предложение – отправиться в экспедицию графа Перовского в Башкирию, в качестве художника. В галерее П.М. Третьякова находится акварель «Калмыцкие юрты (1839 год), вариант – в Русском музее. Но болезнь петербуржцев – чахотка – уже давала себя знать и художник, положившись на солнечный климат Италии, отказался от экспедиции и воспользовался правом пенсионера академии художеств – поехал в Рим. Это был июнь, 1840 года. Там он остается верен своему принципу – изображать людей на фоне пейзажа. Так появляется «Итальянец-простолюдин», «Местные жители, играющие в карты», «Озеро Неми близ Рима»… В Риме, в возрасте 27 лет художник скончался.
«Итальянская семья» 1842, бумага бристоль, сепия, кисть. |
Возвращение Наполеона с острова Эльба |
В
1876 году в Киеве открыли персональную выставку В.И.Штернберга. Еще через два
года там же появилась монография о художнике. Его на Украине, можно сказать,
«приватизировали». И, похоже, в России с этим смирились. Даже в справочнике по
русскому искусству «Художники русской эмиграции» имени Штернберга нет. Репин –
есть, Бенуа есть, Н.Д. Кузнецов (живший в Одессе) есть, Нилус, родившийся в
Подольской губ. (ныне Хмельника обл. Украина) – есть, а Штернберга – нет. Но! В
2008 году в нашем городе вышел биографический словарь «Русские живописцы XVIII
– XIX вв». И там один из биографических очерков посвящен Штернбергу. Даны
четыре цветных иллюстрации – репродукции с картин художника. Мало этого. В 2009
году Фонд содействия реставрации памятников истории и культуры «Спас», «Лики
России» выпустил каталог выставки «Автопортрет и портрет художника» XVIII – XXI
вв.». И там (мелованная бумага, цветная печать) на стр.38 есть отпечатанный во
всю страницу автопортрет Штернберга Василия Ивановича (1818 – 1845). Тут же
краткая надпись-биография. Без «национальной принадлежности». Да и в самом
деле… В нашем случае Гоголь (родился на Полтавщине, умер в Москве) не молчит:
«Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе
народа». И тут, добавим от себя, у нас никаких противоречий.
Владимир ТРИФОНОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий