Мы все неповторимы, каковы бы ни были,
только одни представляют лишь себя, а иные – все человечество в лучших его
качествах. И живут они рядом с нами, но мы ленивы и нелюбопытны, как сказал
поэт, о котором мы знаем, что «он – наше все»...
Видно, Бог кидает каждого из нас в
определенные исторические условия, а потом смотрит, как мы выплывем и как
проявим свою божественную искру, которую он дает каждому. Вот о такой
божественной искре, да еще искре поэтической, мерцавшей в нашем вполне
заурядном районе Подмосковья, в поселке Михнево, и хочется рассказать. Вряд ли
кто знал эту спокойную, с мудрым взглядом и светлым лицом, бабушку, возившуюся
с внучатыми племянниками и цветами в палисаднике, как поэтессу, пронесшую свой
талант через революцию и «гражданку», сталинские пятилетки и высылку в товарном
вагоне под охраной, сохранившую свое творчество в пожелтевших номерах газет.
А была она нашей современницей, хранившей
сокровища русской духовной жизни, поэзии и человечности, и судьба ее
закладывала такие виражи, что хватило бы на роман с продолжением, где каждый
этап оставался в стихотворных строчках.
Имя
при крещении ей дали Аполлинария – древнегреческое, вычурное, означающее –
рожденная Аполлоном. А он – сами знаете, кто. Но в быту кликали просто Линой, а
Рина Зеленая, актриса, памятная старшему поколению, звала свою
подругу-машинистку просто Палашей.
Но до московской коммуналки была половина
жизни, когда юная Аполлинария училась в епархиальном училище в сибирском городе
Ишиме (после смерти отца), ибо училище это давало право преподавать в
церковно-приходских и земских школах. Наивностью и чистотой веет от старинной
фотографии, где Лина Пщолко (девичья фамилия), 15-летняя ученица 5-го класса
епархиального училища, снялась со своей учительницей (1908 г.).
Тут грянули революция, гражданская война.
Сотряслись основы привычной жизни, и восемнадцатилетнему человеку, девчонке,
нелегко разобраться, на чьей она стороне и как жить дальше.
В Ишимском училище готовили не только
абсолютно грамотных учительниц, но и обучали стенографии и печатанью на
машинке, что сыграло в жизни Аполлинарии, как мы далее увидим, спасительную
роль – таких «ученых барышень» и в Москве не хватало.
Пробираясь из Сибири к родственникам,
повидала она взбаламученные событиями российские губернии, классовые стычки,
первые усилия нового строя. Но, как вся студенческая молодежь, устремленная в
будущее и полная радужных надежд, она искала свое место в строительстве новой
жизни. И место это, мечталось, как близость к литературной жизни, газетам и
журналам.
Сколь бурными были эти годы для хлынувших в
литературу пролетарских и непролетарских молодых дарований, теперь трудно себе
представить. В этой суматохе появилась и рухнула первая любовь, но время, когда
из-за этого топились и вешались, прошло. Трагедия не случилась, может быть,
потому что была первая и очень интересная работа в московской редакции, куда её
взяли стенографисткой-машинисткой, проживание по соседству в одной коммунальной
квартире с Эмилем Кротким, известным тогда фельетонистом и писателем, а еще
молодость и вера в лучшее. Обстановка некоего фельетонизма повлияла на Лину,
скоро вся редакция узнала что Лина Гирова (фамилия второго мужа) на все события
пишет шутливые стихи на достаточно высоком уровне мастерства.
Она критиковала в стихах задержку зарплаты (и
тогда, оказывается, бывало), высмеивала незадачливых поклонников,
иронизировала, но не над собой, не чуждалась и лирики – молодость, все-таки. В
коммуналке, где ей дали комнату, жили по Ильфу и Петрову – бедно, шумно и беззаботно.
На всю жизнь подружилась с Риной Зеленой, которая была беспомощна в быту и
охотно принимала помощь более умелой Лины. И к чести её, Зеленой, в трудные
годы не отреклась от подруги и не поверила в ее «враждебность» народу.
Пока шли тридцатые годы – годы всенародного
энтузиазма: метрострои, полярники, челюскинцы, полеты в Америку наших первых
героев-летчиков, строительство и открытие ВДНХ. Все вдохновляло: и мода на
белые парусиновые туфельки с голубой каемочкой и полосатые футболки со шнуровкой,
мода прыгать с парашютом и быть ворошиловским стрелком. Все в мире устроено
просто и ясно, для счастья, для радости, для удачи – как выразила эти
настроения Маргарита Алигер. Чувствовала себя гражданкой новой России сотрудник
редакции и еще неизвестная поэтесса Лина. И, возможно, стала бы она известной,
если бы не одно глупейшее обстоятельство: ее второй муж, обстоятельный и
пунктуальный Оскар Гиров, эстонец по национальности, записался в паспорте
немцем – так ему казалось престижнее. Но разразилась война именно с немцами,
фашисты нарушили договор, на который так надеялся Сталин. И пошло
интернирование немцев, «фольксдойч», как их называли. Их родственников тоже.
Попала под эту косу и Лина. Она была отправлена в Казахстан, в ссылку. Как ни
доказывала, отмеченная Аполлоном, сотрудница редакции, что муж – эстонец, а не
немец, сколько потом ни писала в НКВД писем из ссылки с просьбой сделать запрос
и выяснить правду, все было напрасно. А супруг, зная, как пострадала из-за его
фанаберии молодая женщина, не только не вступился, не помог, не признался, а
постарался навсегда исчезнуть из поля зрения, хотя был жив и здоров. Она узнала
об этом после реабилитации, и это был самый страшный удар – предательство
близкого человека.
В Казахстане она проживала в качестве
спецпереселенца в далеком коневодческом совхозе им. Кирова в небольшой комнатке
глинобитного барака до самого 1956 года. Работала как истая патриотка,
гордилась, что их кони идут на фронт (кавалерия еще существовала), и писала
патриотические стихи, которые печатала местная районка.
Надеялась, что вот-вот все выяснится, и она
вернется в Москву. Ее вспомнили через 15 лет. А жизнь прошла, возраст
пенсионный, в чужом Казахстане похоронена старенькая мама, ни семьи, ни детей,
ни старых друзей – кто тоже репрессирован, как Э. Кроткий; кто погиб на фронте,
кто затерялся в эвакуации. Вернулась к родным в Михнево, жила в семье на правах
второй бабушки и всю свою нерастраченную любовь отдала двоюродным внукам:
нянчила, лечила, читала стихи и книжки. Вот они-то, внучата, и оказались самыми
благодарными из встреченных в жизни. Одна из них сохранила старые тетрадки,
письма и фотографии бабушки – ведь не может бесследно исчезнуть человек,
отмеченный богом поэзии. Ведь правда? Живя в Михневе и будучи уже в преклонном
возрасте, Аполлинария любила вспоминать, как Рина Зеленая, гастролируя по
Казахстану, заезжала к ним с мамой в Караганду-сортировочную; как на концерте в
железнодорожном клубе вывела ее на сцену, обняла и представила как
замечательного человека, свою московскую подругу – милую Палашу; как подарила
ей цветы, сказав, что она их заслужила и тем самым, вызвала слезы у тех, кто
был в зрительном зале... Зал плакал, все всё поняли...
Уже нет в живых ни той, ни другой, но осталось
их творчество, у одной признанное, у другой – нет. Потому что так сложилась
жизнь.
И.Жукова (Зорина), член Союза журналистов СССР с 1963 года
Стихи
Аполлинарии Гировой (Газета «Ступинская Панорама» 9 октября 1999 года)
Нарцисс, цветок прекрасный,
Совсем к ручью приник.
Он смотрит в воду страстно
И видит чей-то лик.
Он к этому виденью
Любовью запылал.
И будто в сновиденье
Уста его ласкал.
Тот образ белоснежный
Его навек пленил.
И тайно без надежды
Он сам себя любил.
На
фото: Аполлинария Пщолко, Москва (?), 1916. Фотография из альбома Виктора
Бороденкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий