Кочубей Василий
Леонтьевич - родился около 1640 г. Не отличаясь выдающимися способностями,
Кочубей был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. он был
регентом войсковой канцелярии, в 1687 г. - генеральным писарем. Мазепа, став
гетманом, наградил Кочубея деревнями (в том числе - знаменитою Диканькою), дал
ему в 1694 г. достоинство генерального судьи, а в 1700 г. исходатайствовал
звание стольника. Доверие Мазепы к Кочубею было настолько велико, что он ему
первому рассказал о своем намерении отложиться от России.
Между тем Мазепа полюбил шестнадцатилетнюю красавицу - дочь Кочубея, Матрену ("Мария" пушкинской "Полтавы"), и хотел вступить с нею в брак, но встретил несогласие родителей, особенно гордой жены Кочубея. Мазепе удалось соблазнить Матрену Кочубей, которая, порвав с родительским домом, переехала жить к нему. Кочубеи стали продолжать прежние отношения с Мазепою, но затаили злобу в душе. Наконец, как думают - по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Мазепа действовал настолько тактично, что следователи ничего не могли открыть и уверились в полной невиновности гетмана, который оделил их богатыми подарками. Кочубей и Искра бежали, надеясь стать под защиту русского царя, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск. Между тем Петр, убедившись в лживости доноса, приказал выдать обличителей. В Витебске Кочубей и Искра подверглись жестоким пыткам, так как Петр видел в факте доноса "некакие неприятельские факции", о которых и хотел разузнать. 15 июля 1708 г. Искра и Кочубей были обезглавлены в мст. Борщаговке, близ Белой Церкви. Кочубей погребен в Киево-Печерской лавре; окровавленная рубаха, в которой он был во время совершения казни, хранится в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии. Жена Кочубея с сыновьями тоже была арестована, но дальнейшему мщению Мазепы помешало обнаружение его измены.
Между тем Мазепа полюбил шестнадцатилетнюю красавицу - дочь Кочубея, Матрену ("Мария" пушкинской "Полтавы"), и хотел вступить с нею в брак, но встретил несогласие родителей, особенно гордой жены Кочубея. Мазепе удалось соблазнить Матрену Кочубей, которая, порвав с родительским домом, переехала жить к нему. Кочубеи стали продолжать прежние отношения с Мазепою, но затаили злобу в душе. Наконец, как думают - по инициативе жены Кочубея, был послан с бродячим монахом Никанором словесный донос на Мазепу. Мазепа действовал настолько тактично, что следователи ничего не могли открыть и уверились в полной невиновности гетмана, который оделил их богатыми подарками. Кочубей и Искра бежали, надеясь стать под защиту русского царя, но были задержаны русскими офицерами и отвезены в Витебск. Между тем Петр, убедившись в лживости доноса, приказал выдать обличителей. В Витебске Кочубей и Искра подверглись жестоким пыткам, так как Петр видел в факте доноса "некакие неприятельские факции", о которых и хотел разузнать. 15 июля 1708 г. Искра и Кочубей были обезглавлены в мст. Борщаговке, близ Белой Церкви. Кочубей погребен в Киево-Печерской лавре; окровавленная рубаха, в которой он был во время совершения казни, хранится в Покровской церкви села Жук Полтавской губернии. Жена Кочубея с сыновьями тоже была арестована, но дальнейшему мщению Мазепы помешало обнаружение его измены.
"ВАСИЛИЙ
ЛЕОНТЬЕВИЧ КОЧУБЕЙ в разсказе его современника 1708 г.
Служа при
Жуковской Покровской церкви, в которой погребены дети, внуки и правнуки Василия
Леонтьевича Кочубея, казненнаго Мазепою, в которой также находится икона,
поруганная шведами, и хранится священническая риза с оплечьем из боярскаго
кафтана Василия Леонтьевича — я получил в 1875 году от князя Сергея Викторовича
Кочубея, из его домашняго архива, рукопись 1748 г. с несколькими подробностями
о жизни и казни Василия Леонтьевича Кочубея и его супруги.
Рукопись
была написана устарелым почерком и языком минувшаго века; князь Сергей
Викторович просил меня переложить разсказ на язык современный, что я и
исполнил. Подлинник с переложением был тогда же мною отослан князю; у себя же я
оставил копию с переложения, которую я, как буквальный перевод помянутаго
разсказа современника о Вас. Леонтьевиче Кочубее, и представляю на стр.
«Русской Старины».
На
подлинной рукописи означено (как у меня отмечено) более поздним почерком и
другими чернилами «1748 года».
Благочинный
священник с. Жуки Василий Курдиновский.
19-го марта
1708 года, на память св. мучеников Хрисанфа и Дарии, генеральный судья Василий
Леонтьевич Кочубей и полтавский полковник Иоанн Искра выехали из села Диканьки
на другую сторону Ворсклы, чрез слободские города, в Смоленск, куда спешили они
к царскому величеству, избегая гнева и мщения клятвопреступнаго изменника Ивана
Мазепы.
Еще 18-го
марта, в четверток, подступали к Диканьке посланные от Мазепы, с приказанием
схватить Кочубея: Гадячский полковник Стефан Трощинский с своим полком и с
полком волохов и кампанийский полковник Юрий Кожуховский с своим полком. Но они
остановились на ночлег в Великих Будищах, недалеко от Диканьки.
Между тем в
тот же день вечером привез письмо в Диканьку посланный из Хвастова (Фистов?),
от Миргородскаго полковника, старый его слуга Андрей Лос. Узнав содержание
письма, Василий Леонтьевич, нимало немедля, отправил в Полтаву слугу своего
Ивана Завадовскаго за Иоанном Искрою, который ночью и приехал в Диканьку. В ту
же ночь, за час до разсвета, простившись со всеми своими, Василий Леонтьевич с
Искрою оставили Диканьку, переехав мост на реке Ворскле в селе Гавранцах, и
прибыли в Краснокутск, где находился Ахтырский полковник. От царскаго
величества приехал в Краснокутск поручик с указом, в котором предписано было
«Искре одному явиться к Государю, а Кочубею оставаться в слободах». Из
Краснокутска оба они, в сопровождении Ахтырскаго полковника, прибыли в
Богодухов. Но в Богодухове другой офицер приехал от царскаго величества с
приказанием — Кочубею и Искре — обоим явиться к государю.
Вслед за
выездом из дому Василия Леонтьевича и Искры, вступил в Диканьку с своими
войсками Трощинский с намерением схватить
Кочубея и представить в Фистов к Мазепе; но, поискавши его везде, с
неудовольствием возвратился обратно в Будищи и простоял там три дня — пятницу,
субботу и воскресенье. В понедельник утром Трощинский опять вступил в Диканьку,
и остановясь со всеми своими войсками в новом дворе — на Ковалевке, послал
волохов в старый двор, где находилась супруга Василия Леонтьевича, г-жа Любовь
Кочубеева. В то время ея не было дома: на разсвете дня св. священномученика
Василия Анкирскаго (тезоименитство сына и мужа) она в церкви слушала молебен о
благополучном путешествии своего мужа. Узнав об этом, волохи вокруг церкви
поставили караул, а старший волошин ротмистр, по имени Констанций, вошел в
церковь с приказанием г-же Кочубеевой выдти из церкви. "Не выйду»,
решительным тоном сказала благородная госпожа, "лучше пострадаю у алтаря,
как пророк Захария". Ротмистр понудительно и с угрозами вывел ее; и как
только переступила порог церковный была схвачена в коляску и отвезена на
Ковалевку к Трощинскому с невесткою своею, женою Василия Васильевича Кочубея,
бывшею вместе с нею в церкви.
Приехав
перед двор к Трощинскому, ее высадили, и она несколько часов простояла, ожидая
доклада. Ожидая долго и напрасно возвращения докладчика, она решилась сама
явиться к
Трощинскому,
и мужественно протеснилась между лошадьми, которыми набит был двор.
Между тем
Трощинский вышел на крыльце, в белом кафтане, без пояса, в желтых шараварах,
будучи весьма пьян. Благородная госпожа Кочубеева кротко начала к нему свою
речь: «за то ли вас прислал Мазепа с войском за моим мужем что он усердно и
верно служил войску запорожскому в должностях писаря и судьи?»... Но
Трощинский, не отвечая на ея речь ни слова, вдруг приказал волохам стрелять в
нее. И едва успел Кожуховский, советник Трощинскаго, отчаянным криком
остановить волохов, которые уже взвели курки в ружьях. Перепуганная совершенно
госпожа Кочубеева за караулом была возвращена в свой двор, и вокруг двора
поставлена была стража, также и в доме, и даже в ея спальне. А супруга Василия
Васильевича Кочубей получила дозволение, забрав свое имущество, отправиться в
Сорочинцы к своим родителям, где находился и ея муж.
На другой
день утром Трощинский с своими советниками и прибывшим ночью от Мазепы послом
отправились на старый двор, где, по его приказанию, все найденное имущество г.
Кочубея, все ценныя вещи были уложены в ящики, а госпожу Кочубееву с одною
служанкою, в крытом экипаже за караулом, отправили в Батурин. Здесь имущество
оставили на Гончаровке, а Кочубееву поместили во дворе, в предместьи Батурина,
где и прежде ея милость останавливалась. Потом чрез неделю перевели в старый
двор, где отвели ей мрачную комнату, с запрещением выходить ей куда-либо, равно
и к ней не велено никого допускать не только к дому, даже к забору. Два караула
желдицкий и московский были приставлены к месту ея заключения.
В апреле
месяце 1708 г., к светлому празднику воскресения Христова, Василий Леонтьевич
Кочубей и Искра достигли уже в Смоленск и Витебск. Отсюда боярин Гаврило
Иванович Головкин, князь Долгоруков и Петр Павлович Шаферов, тайный секретарь
государя, препроводили их в Поречье; и здесь пытками допрашивали их в верности
донесения на Мазепу. При первом допросе старику Василию Леонтьевичу нанесено
четыре удара кнутом, и Искре — семь ударов; через неделю опять поновляли раны
столькими же ударами кнутом. Месяцы май и июнь они продержаны в заключении, и
потом отосланы водою в Чернигов; из Чернигова воевода Вениамин препроводил их в
Киев, а отсюда в Белую Церковь к Мазепе, который стоял лагерем между Борщовым и
Ковшаговым. Здесь 15-го июля 1708 года, в четверток, на память св.
равноапостольнаго великаго князя Владимира, головы невинных страдальцев Кочубея
и Искры скатились на одну плаху, и тела их лежали на месте казни, до конца
литургии. Потом положены в деревянные гробы и впоследствии отосланы для
погребения в Киев. Они покоятся в Киевопечерской лавре, на погосте, с правой стороны,
близь трапезной церкви.
Неповинная
кровь страдальцев сильно тревожила Мазепу, и он безсознательно бродил с своим
войском по разным городам, — как наконец обнаружилось пред всем войском
малороссийским, что он изменил пресветлейшему монарху и убежал к королю
шведскому. Это было 17-го октября, на память прор. Осии и св. Андрея Критскаго,
через четырнадцать недель после мученической кончины Кочубея и Искры.
При вести о
сем Батурин заперся со всех сторон от его оставшагося изменническаго войска; из
четырех ворот только одни береговыя, со стороны Сейма, были открыты. За неделю
пред взятием Батурина прибыл туда светлейший князь Меншиков; но в город не
вступал, а вышли для переговоров к его сиятельству начальствующий над войсками
в городе Чечель полковник Сержецкий, эсаул Армацкий, сотник Батуринский, — и
князь отправился обратно.
Пользуясь
неурядицею в городе, невинная страдалица Любовь Кочубеева нашла возможность
уйдти из места своего заключения, при помощи монахини девичьяго Новомлинскаго
монастыря. Черница выезжала из города простою телегою с будкою. Кочубеева,
одевшись в ея монашеское платье, а Искрина (жена Искры), находившаяся с нею, —
в мужицкую одежду, с девками пешком вышли из города, а панича Феодора
Васильевича (Кочубей) черница посадила к себе в воз, под видом черницы.
Опасаясь
преследования, благородныя вдовы избрали путь на Митченки, Куреню, Ичню,
Прилуку, Светличное, Чернухи, мимо Городища, на село Канцеляристов, Крутый
Берег. В Снетине переехали реку Сулу и прибыли в Шишаки, — имение г. Петра
Кулябки, зятя полковника Миргородскаго, свояка г. Кочубея. Здесь получив
сведение, что супруга полковника Миргородскаго и Василий Васильевич Кочубей
находятся в Сорочинцах, отправились туда, где и прожили несколько дней. Туда же
прибыла г-жа Обыдовская, потому что у супруги Василия Васильевича в это время
родился сын Павел. Прогостив по этому случаю недолго, все вместе выехали из
Сорочинец; но за Сорочинцами разстались: г-жа полковница Миргородская, Василий
Васильевич Кочубей, г-жа Обыдовская и Ломаковский отправились в Крилов, а вдовы
Кочубеева и Искрина направили путь в московския слободы: на Барановку, Опошне,
Старые Млины, чрез Ворсклу, Врублевку и Коломак. Отсюда г. Захариевский уехал в
Водолаги, а Кочубеева и Искрина укрывались в Ровнах близь леса в Искриной
пасеке.
Там
получили они, чрез г. Ивана Жученка, письмо, присланное от светлейшаго князя
Меншикова, писанное в Конотопе, по взятии Батурина, который взят 25-го октября
1708 г., на память св. мучеников Маркиана и Мортирия. Письмо было на имя
Василия Васильевича и в нем объявлялась великая милость государя, и
предписывалось ему явиться в Глухов к его величеству с матерьею своею и вдовою
Искры. Из ровенской пасеки г-жа Кочубеева послала слугу своего в Кременчуг за
наименьшим сыном. Вслед засим скитающияся вдовы отправились на Свинковку; реку
Ворсклу переехали в Семяновке и остановились в селе Жуках, в доме близкаго
родственника их обеих, Жученка, на несколько дней. Но недолго они пользовались
гостеприимством и покровительством Жученка. В мясопуст на Филиппов пост приехал
в Жуки Яков Рогуля и объявил им об угрозах полтавскаго полковника Левенца,
намеревающагося схватить их и препроводить к Мазепе.
В темную
глубокую ночь они оставили Жуки. Переезжая в селе Петровке Ворсклу, были
схвачены петровскими мужиками, которые, будучи пьяны, устремились на ночной
поезд и, без всякаго распроса, хотели их убить. К счастию г-жа Искрина узнала
петровскаго атамана, по прозванию Дригу; и он, разузнав великородных дам,
сильным криком усмирил мужиков и дал им провожатаго в Коломак. Из Коломаки
держали путь на Перекоп, Валки, Люботин и Харьков. В Харькове бригадир Феодор
Васильевич г. Шидловский приютил беззащитных вдов в своем доме на две недели.
Из Харькова отправились на Водолаги, отсюда трактовою дорогою на Валки,
Краснокутск и Ахтырку в Лебедин, и здесь представлены были пресветлейшему
монарху, там находившемуся, и удостоились подучить от него монаршия милости.
Отсюда отправились в Тростянск и там проводили рождественские праздники, а 1-го
января 1709 года прибыли в новую Водолагу к г. Ивану Захариевскому, где
находилась и полковница Миргородская со всем своим семейством.
В это время
уже шведския войска вступили в Украину и разорили Кодомак, и потому их милости
не могли здесь оставаться вне опасности, и разъехались все чрез Харьков,
Белгород и Сумы; госпожи Кочубеева и Искрина остались в имениях своих в Ярославце, а
полковница Миргородская с г. Иваном Водолажским — в имении своем, в Авдеевце.
Того же
года летом июня 2-го 1709 г. русския войска стали против шведов между Жуками и
Петровкою, под Полтавою, и пресветлейший монарх, при помощи Божией, победил
шведов, и всех генералов, полковников и офицеров разбил и взял в плен".
Сообщ.
19-го июля 1882 г. о. Вас. Курдиновский. Полтавский уезд, Село Жуки.
Курдиновский
Вас. «Василий Леонтьевич Кочубей в рассказе его
современника 1708 г.» —
PС, 1883, т. 40, № 12, с. 499-504. Сканирование – Михаил Вознесенский,оцифровка и
редактирование– Юрий Шуваев
Источник: Ив. Тихомиров.Ревель.1-го декабря 1875 года.
Русская
старина, 1876. – Т. 22. - № 5. – С. 169-173.
Комментариев нет:
Отправить комментарий