В 80-х
годах, будучи главным режиссером Тбилисского цирка, я курировал Батумский,
Кисловодский, и одно время и Ереванский цирк. Накануне 35 летия победы над
фашизмом я наткнулся на книгу о героях войны "ЗАДАНИЕ ОСОБОЙ
ВАЖНОСТИ" (автор Иванов), где говорилось о ветеране войны, пленившем
Маршала Паульса в Сталинградской битве и коменданта Берлина генерала
Вейндлинга, командире разведгруппы, подполковнике запаса Глущенко.
И там писалось, что в настоящее время ветеран
войны Глущенко работает в жилищном отделе исполкома Кисловодска. Я созвонился с Кисловодским цирком, рассказал
директору Геннадию Трахтенбергу об этом и, согласовав с ним, приступил к делу.
Написал либретто-сценарий, песни и музыку для
спектакля заказал А.Кожевникову и композитору Пожлакову.
Мы приехали в Кисловодск. И очень странно, что
с кем бы мы не беседовали о Глущенко, все фыркали и не хотели ничего доброго
говорить о нём. Мы попёрлись к нему для личного знакомства. В то время он уже
был директором гостиничного комплекса "КАВКАЗ".
Перед его кабинетом на стенде вывешены
фотографии нашего "героя" - то его в почётные пионеры принимают, то
он на чествовании ветеранов войны и т. д. и т. п..
Наконец, наша аудиенция состоялась. Хочу
заметить ,что мы к нему попали на прием не так просто, ждали встречи несколько
дней, честно говоря, у нас сложилось впечатление его нежелания, другие
расценивали как скромность. Но, судя по саморекламирующим фотографиям, он бы от
скромности не помер.
И вот мы были приглашены в кабинет.
Хозяин
кабинета невысокого роста, энергичный, как джокер. Мужчина с бегающими глазами,
то ли взгляд разведчика или вора - по сути, одинаково. Вор ворует для себя, а
разведчик для государства. Ну, это я загнул, зная развязку.
Глущенко нам рассказывал, но ничего нового,
всё было изложено в публикации. Он показал нам и фотографию пистолета, который
Гитлер подарил Паульсу, а Глущенко во время личного пленения Паульса разоружил
его. Далее показывал вырезки из газет и
т. д.
К сожалению, мы не увидели ни одной фотографии
нашего Глущенко в период войны или во время исторических моментов пленения
немецкого командующего Сталинградской битвы и пленения коменданта генерала
Вейндлинга во время взятия Берлина.
После этой встречи мы: я, Пожлаков, Кожевников
и его супруга Элеонора странно замкнулись. Что-то во всём этом было не
дружелюбно, настороженно.
Через неделю мы приступили к записи музыки и
песен. Забегая вперёд ,удивительные строки и мелодии были созданы моими
друзьями, а позже я не раз слышал эти произведения по Союзному радио.
Итак, приближалась юбилейная дата. В газетах и
местным телевидением сообщалось, что зрителей Кисловодска ожидает премьера в Кисловодском
цирке, посвящённая 35-тилетию Победы над фашизмом.
Артисты цирка изобретательно и мастерски
воплотили все нюансы той военной эпохи . В программе были заняты такие мастера,
как Манжелли, акробаты Довейко, и другие.
Надо заметить, что в той публикации
"Задание особой важности" маршал Чуйков говорит о героях войны и
отметил, такие, как подполковник запаса, бывший командир разведгруппы Глущенко.
В дни празднования этой даты в Кисловодске
собрались и ветераны армии, которой командовал в своё время маршал Чуйков. Кисловодский цирк в этот знаменательный день
выглядел празднично. Съезжались гости и горожане.
Маршал Чуйков со своими боевыми однополчанами-
ветеранами, городские власти и все те, кому по штату полагалось быть на таком
событии. Разумеется, и наш герой Глущенко находился среди приглашённых . Наконец,
третий звонок.
Зазвучала увертюра Пожлакова к спектаклю
"ДЕНЬ ПОБЕДЫ".
Зрители тепло принимали боевые и лирические
песни на стихи Виктора Кожевникова. Затаив дыхание, следили за головокружительными
трюками воздушных гимнастов, исполняющих сцену десантирования и т. д.
Словом, всё шло, как и полагается.
Я не буду рассказывать о режиссёрском
достоинстве спектакля, но, если честно, он был интересным.
Наконец, антракт.
Зрители прогуливывались по вестебюлю,
рассматривали исторические фотографии, здесь мы фотографиями рассказали о
вкладе Кисловодска в период войны и послевоенное возрождение курорта Всесоюзной
здравницы.А наш герой сидел в директорской ложе и очень странно, не собирался
подходить к группе ветеранов, которые беседовали с маршалом Чуйковым.
Директора кисловодского цирка Геннадия
Трахтенберга, а он ,уважаемый здесь человек, как радушный хозяин приветливо
беседовал то с одним, то с другим представителем города и ветеранами войны.
И тут кто-то спросил Чуйкова:
-А Вы не
знакомы с нашим героем? с Глущенко?.
Маршал
Чуйков удивлённо спросил:
-А где он?
Ему указали на нашего Глущенко.
Чуйков внимательно посмотрел на него и
произнёс:
- Это не Глущенко.
Воцарилась тишина. А потом от группы городской
власти отделились две фигуры и в одно мгновенье наш герой Глущенко исчез, и в
группе городской власти засуетились.
Директор
цирка Геннадий Трахтенберг удивлённо произнёс:
- Что-то не то.
А утром он мне рассказал. Наш герой Глущенко,
не тот, за кого себя выдавал.
У истинного Глущенко после войны - протез
руки.
Теперь КГБ разбирается, что и откуда.
А мне посоветовал прямо с утра, подальше от
греха, ехать домой в Тбилиси.
Наш
спектакль, при всех своих достоинствах, вынужден был жить только один день.
Правда, потом по радио транслировались песни и
музыка из этого спектакля.
Что потом
было с нашим "героем", мне не докладывали, но я узнал, что он как-то,
где-то раздобыл документы настоящего Глущенко и с ними шёл по жизни.
Вот такая история.
Так что и цирк может вносить поправки в
историю.
Автор статьи: Сандро Эристави, 2 мая 2013г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий