Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 6 апреля 2014 г.

ГЛАВНАЯ КРЕПОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СЕВАСТОПОЛЬ

Севастополь. Айвазовский, 1846г.
 
Документы о создании базы Черноморского флота. 1784-1793 гг.
Черное море было открыто для русского судоходства в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.). В состав России вошла территория между Бугом и Днепром, а также крепости Керчь, Еникале и Кинбурн. Азов и приазовские земли, завоеванные еще при Петре I, были окончательно закреплены за Россией. Крымское ханство отделилось от Оттомансой империи и провозгласило свою независимость. В 1783 г. царское привительство, воспользовавшись благоприятной внешнеполитической обстановкой, сослалось на факты явного нарушения Турцией Кучук-Кайнарджийского договора (объявление населения Тамани турецкими подданными и др.) и заявило, что возвращает себе права победителя в прошедшую войну и включает территорию Крыма в состав России (ПСЗ. Т.21. №15708).
С этого времени началось интенсивное заселение Крыма выходцами из внутренних областей России и из-за границы и его хозяйственное освоение, что привело к возникновению новых населенных пунктов, в том числе городов. Николаев, Севастополь и в значительной мере Херсон были основаны как опорные пункты для создания Черноморского флота.
Военно-стратегическое значение Ахтиарской гавани, где возник Севастополь, было осознано правительством России еще до официального присоединения Крыма. В 1782 г. Екатерина II в своих рескриптах к Екатеринославскому наместнику князю Г. А. Потемкину (1739–1791) писала: “Присоединение сея гавани поставляем Мы выше всякого сомнения или спора с чьей бы то стороны не было” (Сб. РИО. Т.27. С. 221–225; 227–228). В мае 1783 г. контр-адмиралу Ф. Ф. Макензи, будущему командующему Севастопольской эскадрой, было поручено устройство порта и города на юго-западном берегу Крыма, близ татарской деревни Ахтиар, у развалин древнего Херсонеса, камни которого использовали для построек первых домов. В следующем году указом Екатерины II для “обеспечения безопасности границ” было поведено устроить “крепость большую Севастопль, где ныне Ахтияр, и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное поселение” (ПСЗ. Т.21. № 15929). Кроме морских команд, в Севастополь из разных губерний было направлено несколько сот рабочих, в том числе из Петербурга 40 семейств охтенских плотников (См.: Веселаго Ф. Краткая история русского флота. Вып.1. СПб., 1883. С. 160). Необходимые для строительства кораблей материалы и уже готовые корабли доставлялись из разных, иногда весьма отдаленных мест — Воронежа, Белоруссии, Польши, а железо — с уральских заводов.
Одним из основателей Черноморского флота был светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический, видный государственный деятель, военачальник, фаворит и близкий помощник Екатерины II. Он участвовал в решении самых разнообразных вопросов внутренней и внешней политики, обустраивал Северное Причерноморье, реформировал армию, занимал немаловажное место в культурной жизни России (См.: Болотина Н. Ю. Личная библиотека светлейшего князя Г. А.Потемкина-Таврического // Книга. Исследования и материалы. Сб.71. М., 1995. С.253–266). Потемкин вкладывал личные средства [202] на строительство кораблей, в частности, используя ресурсы своих белорусских имений. Для этого были устроены верфи в селе Дорогокупове на реке Двине, в Полоцком наместничестве и Кричеве. Кроме кораблей, Белоруссия обеспечивала Черноморский флот парусиной, канатами, сукном для обмундирования.
В 1787 г. Екатерина II посетила Севастополь во время своего путешествия по вновь приобретенным; землям. Во время торжественного обеда во дворце, построенном в Инкермане (Предместье Севастополя), неожиданно был снят занавес, закрывавший вид с балкона, и, таким образом, открылся вид прекрасной Севастопольской гавани. На рейде стояло 27 военных судов и 8 транспортов. Началась пальба из всех пушек. Это зрелище было одним из самых эффектных моментов путешествия. Севастополь произвел на Екатерину II сильное впечатление, она писала к энциклопедисту барону Ф.-М. Гримму: “Здесь, где тому назад три года ничего не было, я нашла довольно красивый город и флотилию довольно живую и бойкую на вид; гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потемкину, что он во всем этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость” (Сб. РИО. Т.23. С.412)
Особое значение приобрел Севастополь в период второй русско-турецкой войны (1787–1791 гг.), накануне которой был составлен план работ по строительству города, рассчитанный на 10 лет. Через 20 лет после основания, 23 февраля 1804 г., Севастополь был назначен “главным военным портом”, а купеческим кораблям разрешалось заходить в него только во время шторма или поломки.
Публикуемая подборка документов из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) включает материалы, характеризующие создание и укрепление города Севастополя как главного военного порта российского флота на Черном море. Тексты публикуются с сохранением орфографии авторов; слова в квадратных скобках восстановлены по смыслу.
                                       Публикацию подготовила Н. Ю. БОЛОТИНА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий