Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Художник Алексей Волосков в Качановке



В сентябре 1881 года ушел из жизни академик живописи, известный русский художник
   Алексей Яковлевич Волосков.
(В Качановском парке. Г.С.Тарновский с племянницей Юлией (в белом платье), на переднем плане сидит Надежда Тарновская ("кумася" Шевченко), слева В.В. Тарновский -старший с женой, а справа присел на траву невысокий рыжеволосый молодой художник с небольшой бородкой. Так выглядел Волосков в годы, когда жил в столице и поместьях, куда приглашали работать.)
      С самого начала судьба не сулила юному Волоскову радостной жизни. «Слабость в ногах», по-видимому, врожденная, — а значит, всю жизнь  костыли и, в лучшем случае, служба при торговых заведениях богатых родственников. И вдруг решение в 15 лет — ехать в Петербург учиться живописи! Что стоило ее осуществить, да просто подступить к ней — нам никогда не узнать. Но добился благословения родных, получил какие-то средства, уехал в Петербург. И стал человеком, который «сделал себя сам».
Преодолевая недуг, когда даже из экипажа выходить проблема, не говоря уже о многочасовом стоянии у картин старых мастеров в музеях, у мольберта с кистью? Преодолевая насмешки и, наверное, не только за спиной, — жесток этот мир для любого возраста, в любом веке. Преодолевая скандалы в семье: купцу идти в художники или артисты — позор. Да и слезы матери, жалеющей, конечно, бедное свое обезноженное дитя.
   С 1837 года Алексей Волосков числится в Академии Художеств, работает в классах, опираясь на тяжелые костыли, копирует, вызывая нездоровый интерес посетителей, картины Эрмитажа, учится мастерству у мастеров прошлого и сам становится мастером. Как и в любые времена, звание члена Союза или «академика» художеств должно подкрепляться работами. И было их, наверное, немало. По счастью, время сохранило несколько из них.


  О достигнутом мастерстве говорит большая работа Алексея Волоскова «За чайным столом», оказавшаяся в конце-концов в Русском музее — сокровищнице северной столицы. Написана она в 1851 году, когда художник только приблизился к своему тридцатилетию. По протекции ли петербургских учителей, или став уже известным после ряда заказов, Алексей Волосков был приглашен в имение Качановку Черниговской губернии. Ее владелец Григорий Тарновский состоял членом общества поощрения художников, и, как видим, действительно поощрял их.
   Комната, изображенная на полотне, носила название «Фонарик». Ее интерьер соответствовал такому «искусствоведческому» имени: большой «фонарь» — встройка в стене с готическими стеклами, мрамор колонн, декор потолков, обоев, вьющаяся зелень и картины, картины… Уникальна она и людьми, оказавшимися в чайной комнате, где несколько лет назад Михаил Глинка писал партитуру «Руслана и Людмилы». В центре хозяин, Григорий Тарновский, вокруг — его родственники, гости (известные люди истории Малороссии). Справа стоит девушка в светлом платье — Юлия, племянница хозяина. Грустное лицо. Она предмет горестного увлечения другого художника, бывшего когда-то гвардейским офицером, Павла Федотова. Рядом в кресле человек явно богемного вида, с длинным чубуком в руке и шейным платком вместо галстука или бабочки. Григорий Степанович Тарновский держит в руках чубук в бисерном чехле. И примечателен этот чубук еще и чехольчиком конической формы со своеобразными лепестками по краям (на картине: "В Качановском парке" Григорий Степанович также держит чубук).
----------------
Нездоровье ли, невозможность в связи с этим путешествовать по заказчикам, другие ли причины — но возвращается Алексей Яковлевич, домой, в Ржев, молодым еще человеком. И живет здесь почти четверть века. Вначале с матерью, близ берега Холынки, там, где начинается сейчас Волосковская горка. Через несколько лет женится на Татьяне Полубенской, дочери священника Покровской церкви — приходской для всего рода Волосковых. Чтобы иметь средства, служит городским нотариусом и агентом Московского страхового от огня общества. Но живопись, конечно, не бросает.


1 комментарий:

  1. Согласитесь, за чайным столом собралось прекрасное общество: интересные дамы, импозантные кавалеры . Пьют чай, ведут неспешную беседу о последних земских новостях.
    Это была эпоха, когда в юношах ценились «удаль, умение жить широко, весело и беспечно». Трубка придавала молодым людям в глазах их товарищей молодцеватость, лихость, а также указывала на вкус к беспечной жизни, умение забывать о суете. Курение почиталось как занятие не просто приятное, но и весьма способствующее размышлениям, мечтам, даже философствованию.
    Необычные длинные трубки сохранили свое символическое значение и тогда, когда мода на них прошла. О нем помнили следующие поколения, и читателям не надо было объяснять, что означает присутствие трубки с длинным чубуком в характеристике литературного персонажа…

    ОтветитьУдалить