Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 12 сентября 2013 г.

Качановка и ее владельцы

Зимний сад примыкающий к садовому фасаду дворца
В Румянцевской описи Малороссии находятся следующие сведения: «В семи верстах от Парафиевки, при р. Смоше, находился водяной «млин» (существует на том же месте и теперь),принадлежавший одному из приказчиков Владиславичей Родионову и Иваноцкому казаку Прочаю, которые затем его продали жившему в м. Иванице нежинскому греку Федору Болгарину. Последний стал тут скупать поля и леса и основал хутор, который в 1742 г. продал «двора Его Императорского Величества певчему Федору Ивановичу Каченовскому» за 890 руб. Недалеко от мельницы Болгарина, на той же речке Смоше, находился другой хутор, принадлежавший также нежинскому греку Фоме Мачемачу; после его смерти хутор перешел к его пяти дочерям, которые в 1744 г. этот хутор продали тоже «Федору Ивановичу Каченовскому, дворянину и шляхтичу» за 1690 руб. Этот Каченовский и был устроителем хутора, получившего поэтому название «Качановки».
Когда же Каченовский был пожалован более богатыми «маётностями», то Качановку он продал в 1749 г. брату своему, секунд-майору Михаилу Каченовскому, обязав его при этом десятую часть помола с водяных мельниц отдавать на Парафиевскую церковь св. Николая, а другую — на «Шпиталь нищим».
  В 1770 г., по поручению Императрицы Екатерины II, Парафиевка и Качановка были куплены для Румянцева и в декабре того же года ему подарены Императрицей.
При Румянцеве-Задунайском в Качановке был построен большой каменный дом и заведен сад, положивший начало тому великолепному парку, которым так славилась Качановка позднее. Долго ли жил в Качановке сам Румянцев, а затем его сын Сергей Петрович, — не осталось воспоминаний. Из описи движимости,хранящейся в музее в Чернигове, трудно узнать ту обстановку, которая досталась после Тарновским. Известны точно лишь кое какие предметы: огромная зальная серебряная люстра, трюмо и кое-какая бронза; да из экипажей — огромный экипаж на висячих рессорах с откидной бархатной подножкой; этим придворного типа экипажем пользовались и позднее в торжественных случаях. 19 мая 1808 г. Сергей Петрович Румянцев продал Качановку и все жалованное его отцу имущество в Черниговской губернии Григорию Яковлевичу Почеке и жене его Прасковье Андреевне, в первом браке за Степаном Яковлевичем Тарновским. После смерти Г. Я. Почеки (1816 г.) Качановка находится в пожизненном владении его вдовы, а после смерти ее в 1824 г., по завещанию ее и мужа, ввиду их бездетности достается сыну от первого брака П. А. Почеки, камер-юнкеру Григорию Степановичу Тарновскому. Во время владения Качановкой П. А. Почекой начата постройка каменной церкви, достроенная ее сыном в 1828 г. В этой церкви в 1838 г. пел певческий хор под управлением Глинки и с участием известного в то время баритона Гулака. Самолюбивый хозяин радовался, что придворные певчие поют в его церкви.В склепе под церковью погребены Гр. Ст. Тарновский, его жена, и высится великолепная белая мраморная гробница работы известного Монигетти, в которой покоится прах их племянника В. В. Тарновского. После смерти Гр. Ст. и его жены в 1853 г. (умерли в один день бездетными), Качановка перешла к его двоюродному племяннику Вас. Вас. Тарновскому, известному общественному деятелю и позднее члену Редакционной Комиссии, а затем к его старшему сыну, последнему ее владельцу.
                                                                            М. В. Тарновский.
            Портреты Анны Дмитревны и Григоря Степановича Тарновских

1 комментарий:

  1. Настала осень 1889 г. Деревья потеряли свой праздничный наряд; мертвыми листьями покрылись дороги в саду; осенний ветер срывает их и кружит в воздухе. Мертвая, жуткая пустота кругом. Тарновские сказали вечное прости родной Качановке. Она продана... Длинной вереницей потянулись по проспекту телеги с кладью: то увозят, вслед бывшим владельцам, движимость из дома.
    Какой жгучей болью сжалось сердце! Как мрачно глядят опустелые комнаты. Жизнь оборвалась. Осенний дождь стучит в окна... В пустом доме по ночам бродят две тени, два старика, дядя и племянник; их вечный покой нарушен, одинокие, забытые семьей, они в удивлении, опираясь друг на друга, бесшумно бродят по опустелому дому...
    М. В. Тарновский.

    ОтветитьУдалить