Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 12 сентября 2013 г.

Качановка. Усадьба




Несколько верст великолепного проспекта с тремя рядами стриженных этажами деревьев, прежде чем попасть в усадьбу. У церкви дорога поворачивает под прямым углом и перед глазами в глубине вековой липовой аллеи, с дорогами для пешеходов по обе стороны, вырастает главный корпус фасада огромного дворца Екатерининской эпохи с колоннадой и плоским куполом со шпилем. По словам М. И. Глинки, в год его посещения Качановки в 1838 г. огромный, прелестно раскинувшийся сад с прудами и вековыми деревьями был как-то недоделан, а дом казался недостроенным. На всем лежала печать большой расчетливости и даже скупости хозяина. И только позднее, мало-помалу, все приводится в порядок, дом достраивается, комнаты украшаются, стены их покрываются ценными картинами, вывезенными Г. С. Тарновским из-за границы и Петербурга.
     Во владении деда моего, человека очень скромного, ученого и занятого общественной работой, Качановка остается неизменной и, лишь попав к его старшему сыну, Вас. Вас. Тарновскому, достигает апогея своего величия и красоты.
  Перед дворцом большая круглая площадка с газоном. У колонн дома старинные казацкие пушки. Справа и слева дворца под прямым углом примыкают к нему флигеля. Замыкают круг с обеих сторон службы того же стиля, как дворец. В нижнем этаже центральную часть здания занимает огромная зала, как ее называли, «летняя». Пол цементный, и вся она декорирована тропическими растениями и завита плющом. В углах огромные полукруглые диваны старинного красного дерева с резьбой. Здесь летом прохладно, уютно и приятно было укрыться от дневного зноя. От залы направо и налево тянулись жилые комнаты анфиладой, с выходом в длинные коридоры. В этих комнатах жили племянницы и племянники Г. С. Тарновского, и названия этих комнат по именам живших в них лиц сохранились за ними.
     Комнат было много, более 80, различных размеров; все выходят прямо в сад, и из окон видно озеро и противоположный его гористый берег. Величественное здание по обе стороны садового фасада заканчивается колоннадами, в промежутках между колоннами стоят статуи, а над колоннадами — террасы верхнего этажа. От главного входа в верхний этаж ведет широкая, необычайно пологая лестница, устланная дорогим красным ковром. Стены украшены старинным оружием.
     Из небольшой передней входишь в огромную залу, стены которой покрыты портретами малороссийских знаменитостей, и сотни глаз смотрят на вас из золоченых рам: вот Мазепа, Кочубей и Искра, вот Галаган, Палия, Полуботок и Разумиха, украшенная Императорским портретом на Андреевской ленте. Какие все странные лица, с булавами и пыркачами в руках, и какими далекими годами веет от них!..
  А вот и семейные бюсты Тарновских во главе с родоначальником Яном Тарновским, коронным гетманом Малороссии... Многие крупных скульпторов. Мебель в зале стиля ампир, красного дерева. Огромные диваны и кресла украшены золотой и серебряной
резьбой, довольно тяжеловесны, и главный их интерес состоит собственно в их обивке — все сидения затянуты изумительными вышивками бисером. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты. Работа исполнена тончайшим бисером в Качановке крепостными гр. Ст. Тарновского. Сохранилась эта мебель и по сей день в том же исправном виде.
 Из залы налево парадная столовая, украшенная красивыми розовыми колоннами под мрамор. В середине ее большая ниша-сцена. Здесь  при гр. Ст. играл домашний оркестр и исполнял впервые, в присутствии автора, отрывки из «Руслана и Людмилы». Прямо из столовой библиотека и биллиардная; из нее налево коридорчик и вход в комнату, носящую название «фонарика», названную так благодаря стрельчатым цветным окнам. Эта комната имеет свою историю: здесь жил и работал в 30-х годах любимый ученик Брюллова и Воробьева, отец русского пейзажа В. И. Штернберг. Художник проводил каждое лето здесь, у своего друга Григ. Степ., и большая часть его картин написана в этой мастерской. В Качановке осталась большая коллекция его произведений, изображающая природу Качановки, а также прекрасная по красоте и письму вещь — «Переправа через Днепр у Киева» (соб. В. В. Тарновского). Из мастерской Штернберга идет галерея в зимний сад, куда спускаешься по красивой лестнице.
   Из залы направо находятся гостиные, одна и другая. Красивая мебель, резной палисандр, много чудной бронзы и превосходных картин, свидетельствующих о том же Григ. Степ., от которого они перешли к наследникам и которых лишь часть осталась в Качановке, как о большом знатоке и любителе искусства. В своих поездках в западную Европу, а также в Петербург он собрал картины таких художников,как Теньер, Деннер, Ван-Дик и др., а из русских Воробьева, Штернберга, Брюллова, Иванова, Михайлова, Кипренского, Айвазовского и др. Было также много выдающихся копий, писанных очень хорошими художниками и представлявшими большой художественный интерес.
   Из гостиной был ход в музей Вас. Вас. Тарновского. Описывать его не буду, но могу лишь сказать, что это единственное собрание малороссийской старины, и среди предметов, его наполнявших, есть вещи прямо-таки замечательные. Помещение музея изображает терем. Затем еще комнаты и еще... не счесть.




                              М. В. Тарновский

1 комментарий:

  1. Темные сводчатые коридоры, подземелья, огромные комнаты, железные решетки у окон и подвалы с железными кольцами в стенах и сводах дают большую пищу воображению. Талант К. Е. Маковского
    увековечил их в картине «Вакханалия».

    ОтветитьУдалить