Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 18 ноября 2013 г.

Режиссер знаменитых "Голубых огоньков"

 
Эльвира Александровна Бенкендорф-Озерная прожила непростую жизнь. Два голодомора, тяжелая болезнь единственного сына, ныне известного украинского режиссера Андрея Бенкендорфа, подчас трагические перипетии судьбы. Долгие годы Эльвира Бенкендорф-Озерная работала в Москве в "Останкино" режиссером знаменитых "Голубых огоньков". Сегодня Эльвира Александровна вернулась домой, в Украину. Несмотря на возраст, а ей 78 лет, она прекрасно выглядит, любит поплавать в бассейне, а жизненная мудрость прекрасно сочетается в ней с остроумием и своеобразным взглядом на мир.

Телевидение появилось в жизни Эльвиры Александровны не сразу. Сначала она работала в Киевском театре им.И.Франко и была занята в шести спектаклях. До тех пор, пока не начались неприятности с мужем.
− Он у нас был суперглавный космополит. Мне предложили или уйти из театра, или оставить мужа. Это были очень тяжелые годы: он без работы, меня с ролей сняли. А потом меня и вовсе сократили. Тогда я и подалась на телевидение.
На телевидение Эльвира Александровна пришла с псевдонимом Озерная − жить и работать в то время с фамилией Бенкендорф, мягко говоря, не рекомендовалось. Сначала играла в телевизионном театре, работала ассистентом режиссера. А потом переехала в Москву.
− В Москву меня никто не переводил, хотя разговоры такие были. Просто так сложилась жизнь: с мужем я разошлась, работалось мне в Киеве трудно. Могу рассказать, к примеру, такой случай. Сделала я программу "Лермонтов в музыке" − хорошую, большую, полуторачасовую. Вызывает меня наш директор Канюка и говорит: "Эля, нам с мамой очень понравилась ваша передача, мы все время просидели около телевизора. Но в режиссеры я вас никогда не переведу". Фамилия моя не проходила. В Москву я переехала уже с псевдонимом. Но там знали мои работы − я ведь в Киеве начинала "Огоньки" делать, и первый "Огонек" был в аэропорту.
− Вы все время на "Огоньках" работали?.
− Были и другие программы, но "Огоньки", конечно, главное. Самый первый "Огонек" был "пионерский" − к юбилею пионерской организации. Это было 30 лет назад! Целое поколение успело вырасти за это время. Было интересно и очень трудно. Я работала в паре с редактором Нонной Даниловной Нестеровской.
− Сколько времени уходило на съемку трехчасовой программы?.
− Месяц и больше. А эффект единовременности достигался с помощью монтажа.
"Огоньки" же всегда снимались к какому-то празднику, поэтому опоздать было нельзя. Но много времени занимал не только процесс съемки, но и процесс сдачи, потому что всегда требовались какие-то переделки. Бывало, мы по 76 часов не выходили из монтажной.
− А кто принимал уже готовую программу?.
− Конечно, все согласовывалось с ЦК. А принимал наш главный телевизионный начальник − Лапин. Трудно было примириться с тем, что не всегда бралось в "Огонек" то, что мне нравилось. Например, Леонид Ильич Брежнев обязательно просил взять в каждый "Огонек" цыган и оперетту. Очень уж он их любил.
Кстати, я первая снимала Аллу Пугачеву на московском телевидении − в программе "Сельский час". Она пела: "Вы слыхали, как поют дрозды?", хотя, наверное, уже об этом не помнит. Она была еще совсем молоденькая, ей и одеться-то было не во что. Я ей кофточку подарила, она в ней потом "Огонек" вела. А вот убрать волосы с лица никак не хотела, как и Соня Ротару.
"Когда в "Огоньке" снимался Кобзон, у нас были большие неприятности".
За многие годы работы у Эльвиры Александровны бывало немало моментов, когда приходилось переписывать материал или хитрить, чтобы снять полюбившийся номер.
− "Огонек", который я снимала, вел актер Олег Видов − он потом в Голливуд уехал. У него были длинные волосы, а это считалось чуть ли не преступлением. Пришлось из-за этого весь отснятый материал "резать". Или мы переписывали номер только потому, что на исполнителе были слишком узкие или, наоборот, слишком широкие брюки − такие вот глупости.
− Украинским артистам сложно было попасть в "Огонек"?.
− Наоборот, очень легко. Правда, мы брали только хороших: Юру Гуляева, Толю Мокренко, Диму Гнатюка, другого Гнатюка − Коленьку. Но бывало, что и не разрешали. Правда, касалось это людей другой национальности. Была негласная установка: нельзя. У моего редактора были большие неприятности, когда у нас снимался Иосиф Кобзон − ее вызвал к себе Лапин и коротко сказал: "Чтобы Кобзона не было!" Как Кобзону об этом сказать? Мы что-то придумали − соврали, дескать, техника подвела, брак пленки.
Были в ее работе и победы. Сегодня мало кто помнит, что одна из лучших советских песен о Великой Отечественной, "Этот день победы", появилась на свет благодаря Эльвире Александровне и ее редактору Нонне Нестеровской.
− Музыку писал Давид Тухманов, а он в то время был запрещенным композитором. Это был "Огонек", посвященный 30-летию Победы, и нам хотелось какую-то особенную песню. Тухманов и автор стихов Леонид Харитонов написали, нам очень понравилось. Но понимали, что из-за Тухманова могут быть проблемы. Если б вы знали, как мы писали эту песню! Мы закрывали студию, выставляли в несколько рядов "часовых", воровали сами у себя время. Пел ее Леня Сметанников. Ко мне потом подошел Лев Лещенко и говорит: "Что же вы меня не взяли?" Обиделся очень.
А чтобы сохранить песню, мы придумали хитрый ход. Дело в том, что Брежнев попросил, чтобы на этот "Огонек" мы пригласили его друга, Героя Советского Союза с Малой земли, с которым они вместе воевали. Так мы этого героя посадили рядом со Сметанниковым, чтобы он песню пел, будто бы обращаясь к другу Брежнева. Лапин просто не мог потом вырезать эту песню, потому что нужно было бы весь эпизод переснимать, вызывать снова героя на съемку, да и до Брежнева бы дошло. Схитрили, в общем.
Помнит Эльвира Александровна не только встречи с людьми, успехи и промахи, но и тот "Огонек", после которого она решила уйти на пенсию.
− Делали мы с Нестеровой "Огонек", в котором ведущими хотели сделать Владимира Высоцкого и Марину Влади − от жены Коли Гринько я узнала, что она должна приехать. Пришли мы к нашему начальству, и главный наш начальник, Лапин, спросил только: "Вы думаете, это будет кому-то интересно?" "Да, − говорим, − думаем". − "Делайте!" Мы договорились с Высоцким − он должен был писать половину сценария, подобрали приблизительный репертуар. Буквально за месяц приходим окончательно утвердить план, и вдруг Лапин говорит: "А кто ведущий? Марина Влади и Высоцкий?! Какой дурак вам это разрешил?" Уж очень он был законопослушный. Мог прийти на общее собрание и сказать: "Я сегодня завтракал с Леонидом Ильичем, и он мне сказал, что лучше будет, если сделать так-то и так-то". И все переворачивал с ног на голову.
− Говорят, за один из "Огоньков" вас хвалил лично Леонид Ильич Брежнев.
− Это был новогодний, где-то с 8 вечера до 5 утра. Нас вызвал к себе Лапин и сказал: "Мне звонил Леонид Ильич и жаловался на вас". Нам даже не по себе стало, а он продолжает: "Сказал, что хотел уже ложиться спать, но "Огонек" был такой интересный, что он просидел до 5 утра".
− А вы с Брежневым встречались?.
− Встречалась. У меня в "Огоньках" он, конечно, не снимался. Записывали как-то его выступление перед каким-то праздником. Когда я зашла в студию, его как раз пудрили. Тогда ведь такая техника была, что не только людей пудрить надо было, но и закрашивать мелом все ордена и медали, чтобы они не бликовали. С Брежневым был молодой человек, военный, не помню уже в каком звании, с чемоданчиком. Вот из него он и достал фляжку, налил Брежневу стопочку (я так поняла, что это был коньячок), и Леонид Ильич, ничуть не смущаясь, ее выпил.
После официального ухода на пенсию еще четыре года Эльвира Александровна делала "Огоньки", в том числе и знаменитый − с космонавтами, который снимался в Звездном городке.
− Какую роль сыграло в вашей жизни телевидение?.
− Работа у меня была очень трудная, но я ее любила: вокруг всегда было много интересных людей, да и результаты работы были неплохие. Очень много у меня было друзей. К сожалению, почти все уже ушли. Жизнь скоротечна: вот только что ты был молодым, и вдруг .. Самое унизительное − это старость.
Но ни о чем в своей жизни я не жалею.
                                                            Источник:14.01.2000, Факты - http://mosters.ru/33/7

Комментариев нет:

Отправить комментарий