Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 1 октября 2013 г.

ПРАЗДНИКИ В МАЛОРОССИИ(по материалам изданий конца 19 ст.)


Н.Пимоненко.Святочное гадание,1888г.
       Особенности отдыха малороссов, их праздники и связанные с ними обряды создал своеобразную романтическую ауру вокруг Малороссии, что способствовало чрезвычайной популярности малороссийской темы в иллюстрированных журналах и прочих изданиях второй половины XIX века. Несомненно, "приложил руку" к такой популярности и Николай Гоголь  своими "Вечерами на хуторе" и "Миргородом".
        Накануне Рождества, 24-го декабря, малороссиянка хлопочет о приготовлении ужина. Канун Рождества называется «свят-вечер». Кроме обычных кушаньев варит она ячменную или пшеничную кутью, т. е. кашу из круп, приготовленных особенным образом, и «узвар» из сушеных плодов: вишен, слив, груш, яблок. С первой звездой семейство собирается в хате, одевается по-праздничному, приглашает родных, и начинается торжественное накрытие стола.
 Затеплив восковую свечу, в передний угол, на лавке под образами настилают сена, стараясь, чтобы в нем было как можно более желтых цветов бессмертника. При вынимании из печи «узвара» кто-нибудь из старших членов семейства берет  хлопцов за "чуприни", чтобы куры были хохлатые. Перенося из печки два обрядных блюда, обыкновенно приговаривают: «щоб кутя на покуть, а узвар на базар» и ставят горшки в передний угол. Затем хозяин, выйдя на порог сеней или отворив окно, приглашает мороз на ужин: «морозе, морозе, іди до нас кyтю їсти, та не поморозь нашої гречки». После чего все садятся за стол и ужинают. Вместо десерта подается  «узвар», а потом кутья, которую едят с медовою сытою.
     В день Рождества Христова вечером «колядують». Женщины, а преимущественно девушки идут толпами по улицам; часто несут  фонарь в виде месяца или звезды, который освещен разноцветным огнем, с помощью крашеной бумаги, и вертится на шесте. Девушки подходят к окнам изб, и поют песни:  хозяину, сыну,  хозяйке и дочери. Песен  много, названье им – «колядки». 
     Декабря 31. На Меланки, т.е., в день св. Мелании, накануне нового года, каждая хозяйка готовит  пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники. Этот вечер называется  щедрым. Вечером хозяйка поставит на стол все съестное, засветит свечу перед образами, накурит ладаном и попросит мужа исполнить закон. Муж садится на покути, т.е., в углу под образами;  пред ним большая куча пирогов; зовут детей; они входят, молятся и спрашивают: «деж наш батько?», не видя будто бы его за пирогами. «Хіба ви мене не бачите?» — «Не бачимо, тату!» — «Дай-же, Боже, щоб і на той год не побачили!» Тут он раздает детям пироги. Между тем мальчики, толпою, ходят по дворам и под окнами изб поют песни-«щедрівки».
Н. Трутовский. Масленица в Малороссии, 1888г.
     Haкануне Крещенья в последний раз подают за ужином кутью, называемую голодною.  После ужина хозяин выходит на двор и прогоняет кутью. В старину это делалось ружейными выстрелами, нынче же просто ударяют поленом об угол хаты, причем приговаривают: «зима от нас, а лето до нас»
    На  масленицу женщины «волочат колодку», то есть, идут по домам и привязывают «парубкам и девкам» небольшую колодку к ноге, в наказание за то, что не вступили в брак в прошлый мясоед. Эту колодку можно снять не иначе, как за некоторый выкуп; на собранные деньги пируют, и вместо блинов московских подают вареники со сметаною, на масленице это главное блюдо. Масленица проходит; в воскресенье перед великим постом все благочестивые христиане идут к родным и соседям испрашивать прощения в обидах; а между тем, кто хочет узнать, которые из знакомых ему женщин ведьмы, тот должен в это воскресенье взять кусок сыру в холстинку и три ночи сряду держать его за губою во время сна; потом, завязав его в рубаху, носить на себе через весь великий пост; в великую субботу все ведьмы явятся к нему просить сыру; но он не должен давать, иначе сам погибнет. 
     Наступает пятидесятница. Эту неделю называют: зеленою, клечальною, русальною. Первый день называется духовым, второй — тройциным, так празднует эти дни и церковь, хотя в Великороссии празднуют наоборот. «До святого духа держись кожуха», – говорят малороссияне, не вполне доверяя весеннему солнцу и теплу. Первые три дня этой недели называются троицкими святками; в субботу перед духовым днем, при захождении солнца, натыкают ветви дерев перед дверьми построек, ставят их внутри домов по углам, посыпают полы и землю перед дверьми аиром, осокой и другими травами; ветви называют «клечанье», а всю неделю «клечальною» и «зеленою».
    Перед Ивановым днем хозяйки загоняют на ночь коров с телятами для того, чтоб телята сосали маток, и тем лишали ведьм возможности их доить. А на самый день Иванов змея медяница, которая слепа, получает зрение на целые сутки, и тогда она необыкновенно опасна: бросаясь на человека, как стрела, она может его насквозь пробить.
 Саврасов. Ночь на Ивана-Купалу,1856 
В полночь с 23 на 24 июня, расцветает красноогненный цветок папоротника; его должно найти, сорвать, сберечь и владелец его становится знахарем; никакой клад не утаится от него. Клады бывают двух сортов: заклятые и незаклятые. Последним может воспользоваться каждый, кто его найдет; но заклятым овладеть не так легко. Место, где он находится, известно, потому что над ним по ночам свечка горит; но кто зарывал его, тот его заклял; он может достаться вам при исполнении определенных условий. Эти условия бывают иногда очень тягостны. Иногда заклинают на мать, на отца: добывший клад должен непременно лишиться отца или матери. Иногда условия очень удобоисполнимы, но так просты, что никому в голову не придут; а между тем стоит их исполнит, и клад дастся. Зато случалось добывать клад очень легко: во время заклинания подслушать заклятие, и клад дастся без исполнения условий. Но не зная заклятия, начнете рыть то место, где свечка горит, где зарыт клад, и чем глубже будете вы рыть, тем глубже будет клад входить в землю. 
       6 августа, в день Преображения Господня, т.е., на Спаса, дозревают яблоки и груши «спасовки»; их срывают и несут в церковь для освящения, равно как и вновь подрезанный кусками мед.
Около этого времени оканчивается обыкновенно жатва ржи. В самый день окончания жатвы бывает сельский праздник: «обжинки». Жницы ходят по ниве, собирают случайно оставшиеся, не связанные в снопы стебли жита, поют песни и сплетают из жита венок. Одна из девушек его надевает себе на голову по общему выбору, и потом все толпой идут с песнями к панскому двору. Пан принимает венок, вешает его под образами, а девушек угощает. Иногда обжинки празднуются большим обедом, бочкою водки, посреди панского двора для всего села. Венок сохраняют до будущего года; на другой год, около 6 Августа, из него выколачивают зерна и сеют на новом поле.
   В праздник Воздвиженья (14 сентября) птицы начинают улетать, а гадюки уползать на зиму в Вырай. Но не все змеи уползут, те, которые кого-нибудь укусили, останутся мерзнуть в холодные осенние дни.  Вырая, это дивная, теплая страна, далеко где-то у моря, одним птицам и змеям населенная. Первая улетает туда и последняя прилетает оттуда – кукушка, т.е. зозуля. На это есть причина очень важная: у кукушки сохраняются ключи тамошние, она ключница Вырая. Змеи в Вырай лезут по деревьям, а потому на Воздвиженье не должно не только детей пускать, но и взрослым ходить в лес. В этот день весьма легко быть укушенным змеёю.
     На Варвары (4 декабря), говорят, зима ложится: «Варочка постеле, Савва погладит, а Микола стукне». А между тем, «Варвара ночі вкрала, дня приточала»... В эти же дни волки начинают бегать стаями, и разгонят их первые только выстрелы, которые раздадутся при водоосвящении в день Богоявления Господня.
Саврасов , свадьба,1860г.
     Вот и закончился малороссийский год, и надо опять готовиться к Рождеству и Святкам, колядкам и гаданиям. Но не только в праздничные дни отдыхали малороссияне, особенно молодежь. Весенние, летние вечера – прекрасное время для прогулок, развлечений, а осень время свадеб.
     Выезд на свадьбу сопровождается рядом языческих обрядов, как-то: осыпаньем молодых зерном и хмелем, целованием на пороге "дружек", несущих свечи, символическим крестом нагайкой, который делает в дверях "дружко", несением впереди свадебного поезда меча и свечи и т.д. Во время венчания над женихом держит венец старший боярин, над невестой — старшая дружка. Затем приезд молодого за женой сопровождается обычными выкупами входа к ней и места возле нее у ее брата. Въезд новобрачных в дом жениха сопровождается рядом обрядов, очищающих от сглаза, как-то: обрызгиваньем водой, проездом через костер и т.п. Весьма строго соблюдается также обычай публично удостоверять невинность молодой, причем чествуют ее родителей, а на доме выставляют красный флаг; в неблагоприятном же случае родители невесты подвергаются жестоким насмешкам: им надевают на голову хомут, заставляют вкатывать на крышу колесо или сани, кормят из битой посуды и т.д, Свадебные пиршества заканчиваются обедами у близких родственников, которые непременно дарят молодой скот, или какие-либо другие хозяйственные предметы.
                              
В этой статье использовались материалы из следующих изданий:
-"Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян", Н.Маркевич, 1860 (Киев, типография Давиденко);
- "Очерки Днепра", А.С. Афанасьев (Чужбинский), 1893;
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В.П.Семенова и под общим руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского и акад. В.И.Ламанского, т.7 (Издательство Девриена, СПб);
- журнал "Всемирная Иллюстрация", №11, 1891, №№ 20, 26, 1896.
Источниками иллюстраций, помимо названных изданий, картины художников того времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий