Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 10 февраля 2014 г.

Известные представители рода Лукомских


Лукомский, Александр Сергеевич — русский генерал, участник первой мировой войны.
Софья Михайловна Лукомская (урожд. Драгомирова),  дочь генерала М. И. Драгомирова.
Лукомский, Владислав Крескентьевич — известный российский историк, геральдист и генеалог. Его совместная с бароном Н.А. Типольт «Русская геральдика: руководство к составлению и описанию гербов» - одно из лучших изданий начала 20 ст. по истории геральдики. 
Лукомский, Георгий Крескентьевич — русский историк, искусствовед, художник.
Лукомский, Люциан Юлианович — русский генерал, участник Кавказской войны.
Лукомский, Степан Васильевич – украинский дворянский историк.

               Приложение. Портреты Лукомских.






Портрет Родіона Івановича Лукомського.
Папір, олівець, 1843. Справа внизу олівцем дата і подпис автора:     «1843, Т. Шевченко
Р.І. Лукомський (нар. 1801р.) – поміщик з містечка Журавка    Пирятинського уїзду Полтавської губ. (нині село Журавка    Варвинського р-ну)


           






В. Серов. Портрет С. М.  Драгомировой.* 1889г., холст, масло.
C Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина. Софья Михайловна писала И. Грабарю:** "Помню, что, приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину ... я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. ... Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха". Это вмешательство возмутило Серова, и он направил учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.   

            И.Репин. Драгомирова Софья Михайловна.
   В доме Драгомировых оба портрета – писанные Серовым и Репиными - висели рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили показать портрет кисти знаменитого Репина, который приводил их в восторг. По портрету написанному Серовым скользили равнодушным взглядом и только из вежливости интересовались именем автора. Прошло время, и посетители гостеприимного дома спрашивали уже: "Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы Серова?" И только потом обращали внимание на второй портрет: "А это чья работа?"

      Портрет Серова долгое время находился в собрании Драгомировых в Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги Софьи Михайловны З.В. Ратьковой-Рожновой. Впоследствии он попал в Государственную Третьяковскую галерею, откуда в 1927 году Отделом по делам музеев  РСФСР был передан казанскому музею. Репинский портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее.

               
 В.Серов. Портрет С. М. Лукомской.
   Камерная техника акварели традиционно предполагает интимно-доверительную интонацию дружеского собеседования зрителя и модели. Но "доверительность" в портрете Лукомской носит почти исповедальный характер. Немой вопрос, обращенный как будто не к собеседнику, а в безответное пространство, отстраненный взгляд одновременно и на зрителя и как бы сквозь него - не "взгрустнувшая" девушка, какой Лукомская была представлена в малорусском костюме, а грусть как неотъемлемое природное свойство души, граничащее с психоаналитической проблемой. Грабарь писал, что "выразительные печальные глаза заинтересовали одного европейского невропатолога, случайно увидевшего фотографию с  портрета, написанного Серовым,  он точно определил тяжелое душевное настроение "дамы, позировавшей художнику".
     Лирический образ Софьи Лукомской в трактовке Серова напоминает героинь Чехова.

     Серебрякова З.Е.,*** бумага, темпера, масло. Портрет С.М. Лукомской, 1947г.
«Якщо попередні портрети С. Драгомирової давали нам уявлення про молоду жінку, то паризький портрет – це її зображення фактично за шість років до смерті.    Художниця ніби закарбувала образ Софії Михайлівни для історії. Старанно виліплені форми обличчя “видають” породу моделі. Значно підсилює враження і одяг, що разом з головним убором сприймається як одне ціле. Елегантне вбрання моделі С. Драгомирової разом із срібним хрестом навіюють сумний настрій. Наявність хреста і темного
за кольором вбрання підкреслюють набожність портретованої. Очевидно, Софія Михайлівна пов’язала своє життя якимось чином з церквою і виявила бажання бути на сеансах саме в такому вбранні, що й підкреслювало цей період її життя
     Побожій, С. І., Ілля Рєпін і Сумщина: монографія

З. Серебрякова, 1948 г.  Портрет. С.А. Лукомской. Скорее всего, дочери Софьи и Александра Лукомских.

Прим. 
* С. М. Лукомская (урожденная Драгомирова, 1871—1953) - дочь М. И. Драгомирова, известного русского генерала и военного теоретика, командующего войсками Киевского военного округа.
**    Игорь Гробарь - первый биограф Серова.
*** Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) была отпрыском старинной художественной семьи Бенуа–Лансере.  Выросла в петербургском доме своего деда, где собирались будущие основатели объединения «Мир искусства»: ее дядя Александр Бенуа, брат Евгений Лансере. Творчество художницы сформировалось в этой атмосфере, но избежало  ностальгии о прошлом и стало воплощением жизнелюбия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий