Владимирская горка получила свое наименование после 27 сентября 1853 года
(раньше она называлась Михайловской). Именно в этот исторический день
состоялось освящение памятника Крестителю Руси и торжественное открытие
Николаевского Цепного моста. Монумент Владимиру "здравствует" и
поныне, а уникального инженерного сооружения уже давно нет.
"
Вот стою на горке Владимирской. Ширь вовсю - не вымчать и перу",
- писал, будучи в Киеве в 1924 году,
Владимир Маяковский. Путешествуя по Америке, поэт с не меньшим восторгом отзывается о другой
достопримечательности: "
Я с поднебесья, в звезды усеян, смотрю на
Нью-Йорк сквозь Бруклинский мост..." Cчитают, что на создание
нью-йоркского уникума особое влияние оказала архитектура Николаевского
Цепного моста, построенного в 1853 году на Днепре (Бруклинский мост возведенное
на реке Ист-Ривер в 1883 году).
Лучшего въезда в Киев нельзя было и придумать. Французы
сравнивали его с Триумфальной аркой в Париже, а гордые венгры признавали его
превосходство над великолепным Цепным мостом через Дунай в Будапеште. Николаевский
мост был единственным в мире шестипролетным переходом через водное
пространство. 776 метров мостового полотна весили около 100 000 пудов, а одно
звено цепи -12 пудов, то есть 192 кг. На пяти быках, облицованных
гранитом, возвышались пышные порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле
английской готики. В полночь часть моста разводилась и сквозь нее, как на
Неве проходили многочисленные мачтовые суда.
Создатель моста Ирландец Чарльз Виньоль. Проект был
утвержден Николаем I. Для съемок церемонии открытия моста киевская мерия пригласила знаменитого фотографа Джона Борна.
Отдельные конструкции этого сооружения были выполнены на
заводах Бирмингема и доставлены по морю на 16-ти судах в Одессу.Общая сумма расходов на строительство моста составила 3,5 миллионов рублей.
За проезд по мосту взималась плата - 20 копеек
за однолошадный экипаж, 40 копеек - за двухлошадный, за проведенную через мост
корову - 6 копеек. По высочайшему повелению императора Александра ІІ мост
нарекли Николаевским, но в народе его чаще продолжали называть Цепным.
|
|
|
Никольская
часовня у Цепного моста небольшое, но
довольно заметное сооружение.
Для многих гостей города, прибывавших сюда по
Цепному мосту, непосредственно с этой часовни начинался Киев: один конец моста
был в Черниговской губернии (Предмостная слободка, нынешний Гидропарк), а
второй – уже в Киевской губернии.
Профессор богословия протоиерей Николай Стеллецкий рассказывал: «Под Киевом, верст за 30, черниговская дорога проходит среди
соснового леса. В жаркие дни прохладно идти богомольцам в тени деревьев,
поодаль от пыльной дороги. Они располагаются в лесу на ночлег и спят у дороги,
подложивши под голову свои котомки. Так проводят они последнюю ночь перед
Киевом. Утром, лишь только заря занимается на небе, встают богомольцы, одевают
на себя все чистое и, помолившись, двигаются в путь. Вот вдали над лесом
мелькнуло что-то в высоте. Переглянулись богомольцы, перекрестились. Идут
дальше - и все ярче блестит глава Лаврской колокольни. Вот показалась и вся
колокольня, а ниже ее, по горе, заблестели главы святых церквей. Радостно
богомольцам; они крестятся, кладут земные поклоны. Перед ними, на крутой горе,
вся Печерская обитель в своей белокаменной ограде, устроенной Иваном Мазепой. С
левой стороны Лавры, среди густых садов, виднеются синие купола с золотыми
звездами: то пещерные церкви.
Выйдя из леса, богомольцы идут длинной слободой, миновав
которую, они ступают на Николаевский цепной мост. Мост этот сооружен по
повелению императора Николая Павловича, в честь которого и получил свое
название. Мост переброшен через всю ширь Днепра. За Цепным мостом, на правом
берегу Днепра, устроена небольшая каменная с пятью куполами часовня во имя
Николая Чудотворца, от которой ведет лестница на Печерск. Помолившись в ней,
богомольцы поднимаются высокими ступенями на гору. Добравшись туда, они идут к
валу Печерской крепости, дважды проходят через крытые крепостные проезды и,
наконец, останавливаются перед святыми воротами Лавры. Дошли они до желанного
места!»
-------------------------------------------- В 1920 г. мост был
уничтожен отступающими польскими войсками. Восстановлен после гражданской войны
как мост им. Евгении Бош, но во время Второй мировой войны вновь разрушен. В
1963 г. практически на его месте построен мост метро |
Комментариев нет:
Отправить комментарий