Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

  Сюжетом картины  Ильи Репина послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: "Ты - шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!" и т. д.  ... За столом писарь строчит письмо султану, сидящие и стоящие кругом казаки диктуют ему, подбирая наиболее едкие слова. Гомерический смех. Каждый персонаж - тип, а все они вместе олицетворяют силу и мощь, которые никто преодолеть не сможет.
  Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». Он побывал во многих местах, где когда-то жили запорожские казаки, около месяца провел в имении В.В.Тарновского  (Качановка Полтавской губернии), зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, собранной владельцем усадьбы. Здесь было и оружие - ружья и пушки, пики и пистолеты, а также утварь, запорожские костюмы. 

Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Его друзья, знакомые, а порой и просто случайные встречные.
 Загорелый усатый казак(1), радостно отклонившийся от стола срисован с художника Яна Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения "Мир искусства". Кстати родился он в Варшаве, и по национальности был поляком "клятым ляхом", однако, все-таки составил компанию запорожцам.         
   Красивый юноша(2) с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой - внучатый племянник известного русского композитора  Глинки.  На картине юноша представлял собой образ Андрия - младшего сына Тараса Бульбы.              
  А  раненый в голову казак(3)- это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов. Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Грек по национальности с русской фамилией- Микола Кузнецов - это старший сын Тараса Бульбы - Остап.  Ну а напротив сыновей  сам Тарас Бульба(4) смеется  от души... Прототипом его был профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец родом  из Стародуба, (потомок польского шляхетского рода).  Образ ненавистника ляхов Тараса Бульбы Репин рисовал с человека польского происхождения.... 
Из-за Бульбы(5) уныло выглядывает худой, высокий длинноусый казак. Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский (отец известного композитора Игоря Стравинского). Беззубый сморщенный дедок с люлькой(6) был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (ныне Запорожье). Типичный бурсак (7), подстриженный под макитру (под горшок), и не успевший еще отрастить усов - художник Порфирий Демьянович Мартынович. Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. 
А для этого хмурого типа с сумеречным взором(8) позировал ни кто иной, как Василий Васильевич Тарновский, украинский коллекционер и меценат, владелец  имения Качановка. На картину попал не только В.В.Тарновский, но и его кучер, Никишка. Здесь он являет собой образ казака Голоты(9). Репин, будучи восхищен Никишкиной щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел его зарисовать, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме. Ну, а вот и сам атаман - тогдашний кошевой Сечи, Иван Дмитриевич Сирко(10) - одна из центральных фигур картины  генерал Михаил Иванович Драгомиров, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии - киевский генерал-губернатор. А вот персонаж, изображающий татарина(11), рисовался, действительно, со студента-татарина. Обширная лысина и трехэтажный затылок(12) - они, как не удивительно, тоже имеют "владельца". Это Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего...
Полуголый запорожский вояка -картежник(13) - это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Играя в карти, казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава.
  Ну и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий, собственной персоной. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга!   
 Прототипы его образов лишь в отдаленной степени схожи с натурщиками. Репин в своих картинах никогда не копировал позировавших ему людей, а всегда творчески перерабатывал их облик, подчиняя все общей задаче произведения.

Копии из журнала "Русская старина"

Картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» поначалу называли самым веселым произведением русской живописи. Но потом с друзьями художника, которые позировали ему при работе над картиной, стали происходить странные события, которые ломали их судьбу. И картину стали считать проклятой. Репин настолько сильно испугался, что немедленно убрал с полотна фигурку маленького казачка, написанную с собственного сына. Но рок продолжал преследовать тех, кто позировал художнику ...  

Комментариев нет:

Отправить комментарий