Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 20 марта 2014 г.

Книга Авксентия Тарновского - уникальное издание


Качественные изменения в отечественном книжном деле привели к существенным переменам во внешнем облике книги. Издания, предназначенные не для избранных слоев дворянства, а для разночинной интеллигенции, которая в конце XIX века пополнилась читателями из рабочей и крестьянской среды, отвечали новым утилитарным требованиям по объему, качеству и цене. По большей части книги выпускались компактные, с большим полем набора, с убористым, хотя и скучным шрифтом.
Важную роль в формировании книги второй половине XIX века играли издатели, стремившиеся выпускать книги, которые с их точки зрения, имели определенную культурную ценность.
Русская книга искала новые методы и виды оформления, и в этом плане можно указать на книгу "Жертва морали" Тарновского (Москва, 1871 г., фотолитография Леонтьева), где иллюстрации были отпечатаны литографским способом с камня, на который был нанесен набор той страницы, где помещены иллюстрации. Это почти единственный пример книги, где рядом с листом типографской печати оказывается лист, в котором полностью и шрифт и рисунок выполнены в технике литографии.
В переплете своего времени с потертым кожаным корешком. На форзаце наклеены два экслибриса: «Левкий Жевержеев» и «Из книг А. А. Сидорова». На верхнем поле тит. листа надпись чернилами «М. Коблинской».
Подробнее о А.Тарновском см. http://babichev-domme.blogspot.com/2013/08/blog-post.html#more

Прим. Книга в разное время находилась в двух знаменитых коллекциях – мецената и деятеля культуры Л. И. Жевержеева и известного искусствоведа и историка книги А. А. Сидорова.
История книги)
Жевержеев Левкий Иванович (1881-1942) - фабрикант, библиофил, критик, искусствовед, коллекционер, меценат, председатель петербургского общества художников «Союз молодежи».  Знаток искусства; близкий знакомый Бакста, Хлебникова, Маяковского, Крученых, Татлина, Малевича, Филонова.   Спонсор уникальных спектаклей "Победа над солнцем" и "Владимир Маяковский"; художественный руководитель Эрмитажного театра. Коллекционер, собрание которго стало основой Театрального музея в Петербурге.   
   Жевержеева называли петербургским чудаком. Чудачество видели в парадоксальности и уникальности его положения. С одной стороны, он был достопочтенным и успешным бизнесменом, владельцем магазина золотой и серебряной церковной утвари и парчовой фабрики, которая одевала Императорский Двор и представителей церкви всей России, а с другой - Жевержеев отдавал свои симпатии маленькой группе энтузиастов всеми осмеиваемого нового искусства.
Сидоров Алексей Алексеевич (1891-1978) – русский ученый-искусствовед, библиофил и коллекционер. Преподавал в МГУ  и Московском полиграфическом институте. Работал в ГМИИ им. Пушкина. Свою богатейшую коллекцию русской и зарубежной графики принес в дар государству. Основные  исследования Сидорова, посвящены, главным образом,  рисунку и искусству книги. Не удивительно, почему в его библиотеке оказалось это уникальное издание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий