Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 14 августа 2013 г.

Кіѳвскій митрополитъ Пѳтръ Могила

 
"Одинъ изъ давнихъ нашхъ ученыхъ (помнится, Венеливъ) вы­разился такъ: «это еще вопросъ, который Петръ произвелъ болѣе значительную реформу и болѣе заслуживаете имя Великаю—Петръ ли І-й или Петръ Могила?» Отзывъ парадоксальный, но не лишен­ный нѣкоторой доли правды. Петръ Великій и Петръ Могила—двѣ историческія величины, если не равныя, то во всякомъ случаѣ со- измѣрвмыя; ихъ можно сопоставлять между собою. Оба они ознакомили Русь съ западнымъ просвѣщеніемъ, оба были люди идеи, съ тою энергіею и послѣдовательностію, съ тѣмъ пренебреженіеыъ частныхъ отношеній и сиѣлыыъ устраненіеыъ препятствій, стоящихъ на пути къ цѣли, однимъ словомъ—съ тѣми качествами, которыя всегда свойственна людямъ идеи.
Можно сказать, что и исходный пункта дѣятельности у обоихъ Петровъ былъ одинаковъ: это со­знание русской отсталости и невѣжества, ради ко ихъ Русь нахо­дится въ положеніи бѣдственномъ и приниженномъ и служить «прыт­че о языцѣхъ». И лекарство для уврачеванія русскаго недуга у обоихъ Петровъ предполагалось одно и тоже, состоявшее въ томъ, чтобы на время пойти въ науку къ иноземцамъ. Оба Петра оди­наково подвергались у современниковъ упрекамъ въ ксеноманіи, и одинаково упреки эти были несправедливы, ибо оба Петра, прежде всего и паче всего, добра хотѣли русской землѣ. Вотъ черты сход­ства; что же касается различія, то оно такъ велико и такъ очевидно, что распространяться о немъ нѣтъ ни малѣйшей надобности. Главное и существенное различіе состоитъ конечно въ томъ, что Петръ Могила пересаживалъ на Рѵсь латино-польское просвѣщеніе, а Петръ І-іт—просвѣщеніе, выросшее на почвѣ протестантизма".
                 Источник: "Киевская старина", 1882г., №4

Комментариев нет:

Отправить комментарий