Лукомский, Александр Сергеевич — русский генерал, участник первой мировой войны.
Софья Михайловна Лукомская (урожд. Драгомирова), дочь генерала М. И. Драгомирова.
Лукомский, Владислав Крескентьевич — известный российский историк, геральдист и генеалог. Его
совместная с бароном Н.А. Типольт «Русская геральдика: руководство к
составлению и описанию гербов» - одно из лучших изданий начала 20 ст. по
истории геральдики.
Лукомский, Георгий Крескентьевич — русский историк, искусствовед, художник.
Лукомский, Люциан Юлианович — русский генерал, участник Кавказской войны.
Приложение.
Портреты Лукомских.
Папір,
олівець, 1843. Справа внизу олівцем дата і подпис автора: «1843,
Т. Шевченко.»
Р.І. Лукомський
(нар. 1801р.) – поміщик з містечка Журавка
Пирятинського уїзду Полтавської губ. (нині село Журавка Варвинського р-ну)
C Софьей Драгомировой Серов
познакомился в мастерской Репина. Софья Михайловна писала И. Грабарю:**
"Помню, что, приехав однажды в октябре 1889 г .
на сеанс к Репину ... я застала там неизвестного господина, с которым меня
познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он
сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову
тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в
Петербурге. ... Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего
портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и
аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была
дописана только рубаха". Это вмешательство возмутило Серова, и он направил
учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.
В доме Драгомировых оба портрета – писанные Серовым и Репиными - висели
рядом. В начале 1890-х годов гости генеральского дома первым делом просили
показать портрет кисти знаменитого Репина, который приводил их в восторг. По портрету
написанному Серовым скользили равнодушным взглядом и только из вежливости интересовались
именем автора. Прошло время, и посетители гостеприимного дома спрашивали уже:
"Правда ли, что у вас имеется прекрасный портрет Софьи Михайловны работы
Серова?" И только потом обращали внимание на второй портрет: "А это
чья работа?"
Портрет Серова долгое время находился в собрании Драгомировых в
Санкт-Петербурге и Киеве, затем перешел в собственность подруги Софьи
Михайловны З.В. Ратьковой-Рожновой. Впоследствии он попал в Государственную
Третьяковскую галерею, откуда в 1927 году Отделом по делам музеев РСФСР был передан казанскому музею. Репинский
портрет Драгомировой находится в Государственном Русском музее.
Камерная техника акварели традиционно предполагает интимно-доверительную
интонацию дружеского собеседования зрителя и модели. Но
"доверительность" в портрете Лукомской носит почти исповедальный
характер. Немой вопрос, обращенный как будто не к собеседнику, а в безответное
пространство, отстраненный взгляд одновременно и на зрителя и как бы сквозь
него - не "взгрустнувшая" девушка, какой Лукомская была представлена
в малорусском костюме, а грусть как неотъемлемое природное свойство души,
граничащее с психоаналитической проблемой. Грабарь писал, что
"выразительные печальные глаза заинтересовали одного европейского
невропатолога, случайно увидевшего фотографию с портрета, написанного Серовым, он точно определил тяжелое душевное настроение
"дамы, позировавшей художнику".
Лирический образ Софьи
Лукомской в трактовке Серова напоминает героинь Чехова.
«Якщо попередні портрети С. Драгомирової
давали нам уявлення про молоду жінку, то паризький портрет – це її зображення
фактично за шість років до смерті.
Художниця ніби закарбувала образ Софії Михайлівни для історії. Старанно
виліплені форми обличчя “видають” породу моделі. Значно підсилює враження і
одяг, що разом з головним убором сприймається як одне ціле. Елегантне вбрання
моделі С. Драгомирової разом із срібним хрестом навіюють сумний настрій.
Наявність хреста і темного
за кольором вбрання підкреслюють
набожність портретованої. Очевидно, Софія Михайлівна пов’язала своє життя
якимось чином з церквою і виявила бажання бути на сеансах саме в такому
вбранні, що й підкреслювало цей період її життя.»
Побожій, С.
І., Ілля Рєпін і
Сумщина: монографія
* С. М.
Лукомская (урожденная Драгомирова, 1871—1953) - дочь М. И. Драгомирова,
известного русского генерала и военного теоретика, командующего войсками
Киевского военного округа.
** Игорь
Гробарь - первый биограф Серова.
*** Зинаида
Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) была отпрыском старинной художественной
семьи Бенуа–Лансере. Выросла в
петербургском доме своего деда, где собирались будущие основатели объединения
«Мир искусства»: ее дядя Александр Бенуа, брат Евгений Лансере. Творчество
художницы сформировалось в этой атмосфере, но избежало ностальгии о прошлом и стало воплощением
жизнелюбия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий