"Одинъ изъ давнихъ нашхъ ученыхъ (помнится,
Венеливъ) выразился такъ: «это еще вопросъ, который Петръ произвелъ
болѣе значительную реформу и болѣе заслуживаете имя Великаю—Петръ ли І-й или Петръ Могила?» Отзывъ парадоксальный, но не лишенный нѣкоторой доли
правды. Петръ Великій и Петръ Могила—двѣ историческія величины, если не равныя,
то во всякомъ случаѣ со- измѣрвмыя; ихъ можно сопоставлять между собою. Оба они ознакомили Русь съ западнымъ
просвѣщеніемъ, оба были люди идеи, съ тою энергіею и послѣдовательностію, съ
тѣмъ пренебреженіеыъ частныхъ отношеній и сиѣлыыъ устраненіеыъ препятствій,
стоящихъ на пути къ цѣли, однимъ словомъ—съ тѣми качествами, которыя всегда
свойственна людямъ идеи.
Можно сказать, что и исходный пункта дѣятельности у обоихъ Петровъ былъ одинаковъ: это сознание русской отсталости и невѣжества, ради ко ихъ Русь находится въ положеніи бѣдственномъ и приниженномъ и служить «прытче о языцѣхъ». И лекарство для уврачеванія русскаго недуга у обоихъ Петровъ предполагалось одно и тоже, состоявшее въ томъ, чтобы на время пойти въ науку къ иноземцамъ. Оба Петра одинаково подвергались у современниковъ упрекамъ въ ксеноманіи, и одинаково упреки эти были несправедливы, ибо оба Петра, прежде всего и паче всего, добра хотѣли русской землѣ. Вотъ черты сходства; что же касается различія, то оно такъ велико и такъ очевидно, что распространяться о немъ нѣтъ ни малѣйшей надобности. Главное и существенное различіе состоитъ конечно въ томъ, что Петръ Могила пересаживалъ на Рѵсь латино-польское просвѣщеніе, а Петръ І-іт—просвѣщеніе, выросшее на почвѣ протестантизма".
Можно сказать, что и исходный пункта дѣятельности у обоихъ Петровъ былъ одинаковъ: это сознание русской отсталости и невѣжества, ради ко ихъ Русь находится въ положеніи бѣдственномъ и приниженномъ и служить «прытче о языцѣхъ». И лекарство для уврачеванія русскаго недуга у обоихъ Петровъ предполагалось одно и тоже, состоявшее въ томъ, чтобы на время пойти въ науку къ иноземцамъ. Оба Петра одинаково подвергались у современниковъ упрекамъ въ ксеноманіи, и одинаково упреки эти были несправедливы, ибо оба Петра, прежде всего и паче всего, добра хотѣли русской землѣ. Вотъ черты сходства; что же касается различія, то оно такъ велико и такъ очевидно, что распространяться о немъ нѣтъ ни малѣйшей надобности. Главное и существенное различіе состоитъ конечно въ томъ, что Петръ Могила пересаживалъ на Рѵсь латино-польское просвѣщеніе, а Петръ І-іт—просвѣщеніе, выросшее на почвѣ протестантизма".
Комментариев нет:
Отправить комментарий