"Выступая съ изданіемъ, посвященнымъ вcецѣло
исторіи южно-русскаго народа, мы сочли найболѣе сообразвыыъ съ цѣлями его, въ
видѣ періваго приложенія, представить вниманію нашихъ читателей найлучше
обставленный образь того лица, ко торому принадлежишь первенствующая роль въ
судьбахъ южно- русскаго народа и которому теперь вся Россія воздвигаетъ памятник!.
въ древнемъ Кіевѣ, матери градовъ русскихъ, гдѣ приносилъ онъ благодарную
молитву Господу Богу за побѣду надь врагами, подготовившую соединеніе двухъ
разрозненныхъ половин великаго нынѣ русскаго народа.
Готовилась фототипія портрета;—она не удалась и вмѣсто нея
приходится предложить фотографію, правда болѣе отвѣчающую
цѣлямъ археологическимъ и стоющую гораздо дороже, но имѣющую нѣкоторыя другія
неудобства. Не наша въ томъ вина: таковы мѣстныя средства, а другихъ подъискать
мы не могли за крайне позднимъ разрѣшеніемъ изданія.
Переходя къ самому портрету, скажемъ, что прилагаемый фотографическій
снимокъ сдѣланъ съ старинаго подлинника, обязательно сообщеннаго намъ В. В.
Тарновскимъ изъ его богатой коллекціи всякаго рода памятниковъ южно русской
старины, которые собраны имъ съ достойною уваженія любовію, съ затратою
болыпихъ денежныхъ средствъ и хранятся въ его имѣніи, Качановкѣ,
борзен. уѣз., черниг. губерніи.
ІІодлинникъ портрета, по свѣденіямъ, несомнѣнности которыхъ мы не
могли проверить, находился въ субботовской церкви, построенной Хмельницким і.-, оттуда онь попалъ въ сосѣдній
мед- вѣдовскій монастырь, изъ него въ монастырь кіево-выдубицкій и уже отсюда
перешелъ къ нынѣшнему его владѣльцу. Какъ-бы ни было, подлинвикъ происхожденія
давняго и во всякомъ случаѣ не позднѣе конца ХѴ*ІІ в. ІІисанъ на холстѣ
масляными красками. Вышина его 1 арш. 9 в., и ширина 1 арш. З'/гв. Работа нѣсколько
простая, но тщательная. Собственно это даже
не портретъ вь строгомъ смыслѣ, а картина, на которой любимый гетмань представленъ со веѣми знаками его достоинства, власти и славы.
Хмельницкій изображенъ въ сравнительно молодые годы его жизни: художникъ или не
имѣлъ подъ рукою другаго образца, или не хотѣлъ нарушать основной цѣли своего
изображенія, "....
Источник: "Киевская старина" 1882г. №1 (копия)
Источник: "Киевская старина" 1882г. №1 (копия)
Комментариев нет:
Отправить комментарий