В
общем, незаурядный был правитель, несправедливо оболганный иноземцами и
придворными историографами династии Романовых, и чтобы разобраться с запутанной
историей библиотеки, называемой его именем, невольно придётся разгребать
многовековые завалы оговоров и наветов, добросовестных заблуждений, откровенной
лжи и сокрытия документов.
Может
быть, сравнить Ивана Васильевича с более близкими нашему времени деятелями?
Нет-нет, я вовсе не имею в виду Иосифа Виссарионовича! При проведении
столыпинской реформы за 8 месяцев 1906 года по решениям военно-полевых судов
было казнено 1102 человека, более 137 в месяц, а если взять казнённых при Иване
Грозном по максимуму – 5 тысяч человек за 50 лет (казнили и за убийство,
изнасилование, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену),
то простейший подсчёт даёт едва 8 человек в месяц на всю страну. Подавляющее
большинство казнённых известно поимённо. «Политические» принадлежали к высшим
сословиям и были виновны во вполне реальных, а не мифических заговорах и
изменах. Почти все они ранее были прощаемы под крестоцеловальную клятву, то
есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами.
Именно
при Иване Грозном был узаконен выкуп русских людей, попавших в плен к татарам.
До этого таких пленников выкупали греки, армяне, турки и приводили их к
границам Московского царства, предлагая выкупить, но если не находилось
желающих, то их уводили обратно. Иван Грозный повелел выкупать пленных от
казны, раскладывая издержки на весь народ. «Никто не должен увольняться от
такой повинности, потому что это общая христианская милостыня…»
Царь
Иван Васильевич на фоне своих современников выделяется широчайшей эрудицией.
Аргументируя свои утверждения, он легко и непринуждённо приводит в
доказательство примеры не только из истории древней Иудеи, изложенной в Библии,
но и из истории Византии. Он прекрасно знает не только Ветхий и Новый Завет, но
и жития святых, труды византийских богословов. Трудами болгарского учёного И.
Дуйчева установлено, что Грозный свободно ориентировался в истории и литературе
Византии. Можно только удивляться, какой памятью обладал Иван Васильевич – он
явно наизусть приводит в своих сочинениях пространные выдержки из Священного
писания. Об этом можно с уверенностью говорить потому, что цитаты в посланиях
Грозного даны очень близко к тексту источника, но с характерными разночтениями,
которые возникают при воспроизведении текста по памяти. Заклятый враг Грозного,
князь Курбский, признавал царя Ивана Васильевича как человека «священнаго
писания искуснаго»
Источник:
фрагмент книги «Как пройти в библиотеку Ивана Грозного» Павел Шабанов
Комментариев нет:
Отправить комментарий