Я давно
хотел пересказать историю последней Любви Тараса Шевченко. Мешала
неопределённость. С одной стороны, мои бабушки-мамы в один голос твердили, что
болезнь и смерть Шевченко связаны именно с разочарованием в любви из-за измены
любимой, с другой стороны, почему-то никто её злым словом не поминал.
Конечно,
бабушка Вера Вербицкая-Вороная любила цитировать воспоминания своей
тётушки-писательницы Наталки Полтавки (в девичестве Надежда Забила), а моя
бабушка Евгения Кулишова-Вербицкая пересказывала сплетни своей
бабушки-писательницы Ганны Барвинок (в девичестве Александра Билозерская), но
они сводились к тому, что Тарас влюбился в безродную вертихвостку, которая ни в
грош его не ставила и была с ним только ради денег да болтовни дворни о том,
что этот пан царских кровей. Но и они соглашались, что, хотя в молодости она и
была большой грешницей, но в старости искупила все свои грехи молитвами у
Тарасовой могилы.
Листая
старые бабушкины фотографии, я натолкнулся на фото, где она в украинской
национальной одежде вместе с так же одетой подругой сидит на сцене возле
декораций барских хором. На обороте фотографии написано: «Тарасова Галатея»
Николя Вороного. 1916».
Бабушка
никогда не была артисткой. Как и остальные бабушки из семейства Вербицких. Как
же она оказалась на сцене? Вспомнились рассказы бабушки, как в 1916 году
Николай Вороной, тогда режиссер Киевского театра Садовского, приехал на лето в
Чернигов и вместе с тогда еще многочисленной семьей Вербицких и остатками
Глебовского кружка «Поклонников народных обычаев», создал постановку «Тарасова
Галатея». Еще и декорации из Киева привез.
В том
представлении бабушке досталась роль последней грешной возлюбленной Тараса...
Николай Вороной, который встречался с Гликерией в 1910/11 и даже имел фото ее
25-летней, считал, что бабушка — ее копия, и фигурой, и лицом. В доказательство
он дал ей фото Гликерии Полусмак, которое она подарила Надежде Забиле в 1866.
Изображена на нём молодая, самоуверенная Гликерия у веранды собственного
дома-парикмахерской через год после замужества. Действительно, сравните с фото
моей бабушки на сцене. Похожи, как сёстры!
Бабушка
никогда не была артисткой. Она всегда делала так, как считала нужным. Если она
решила сыграть Гликерию Полусмак, то значит, Гликерия была не корыстолюбивою
вертихвосткой, а личностью, заслуживающей уважения...
Володимир
Сиротенко (Вербицкий)
Праправнук
Пантелеймона Кулиша
Правнук
автора «Ще не вмерлы Украины» Вербицкого
Внук Николая
Вороного.
Продолжение будет ...
ПРИМ. Портрет
Ликери Полусмакової. Тонований папір, італійський олівець. Літо 1860.
На звороті
малюнка вгорі чорнилом рукою Б. Мікешина напис: Симъ свидетельствую, что этотъ
рисунокъ рисованъ поэтомъ Шевченкомъ и подаренъ моему отцу Академику М.
МикЂшину въ бытность его въ Академии художествъ вместе съ Шевченко. 17 сентября
1900 г. С.-Петербург. Б. МикЂшин.
Портрет
датується часом знайомства Шевченка з Ликерою. Це знайомство відбулося влітку
1860 р. на дачі Н. М. Забіли-Білозерської в Стрєльні під Петербургом, де
Карташевські залишили Ликеру на час свого від’їзду за кордон. Про це пише дочка
Н. М. Забіли-Білозерської — Н. М. Кибальчич: «Родные мои летом [1860] жили на
даче в Стрельне с Лукерьей» (Н. М. Кибальчич, Воспоминание о Шевченко,
«Киевская старина», 1890, кн. II, стор. 177). З листа Шевченка до Н. М. Забіли-Білозерської
від 18 вересня 1860 р. видно, що дружні відносини між Шевченком і Ликерою на
той час уже порвалися (див. т. VI, стор. 219). /36/
Напис на
звороті портрета підтверджує, що це є той самий малюнок, про який писав М. Й.
Мікешин у своїх спогадах. «Он [Шевченко]... хотел изорвать очень мило набросанный
им портрет своей неверной «любы»; но я портрет этот у него отнял и храню его
доселе» («Кобзарь з додатком споминок про Шевченка Костомарова и Микешина»,
Прага, 1876, стор. XXII).
Комментариев нет:
Отправить комментарий