Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 25 января 2013 г.

ПОДВИГ ЛЮБВИ …

Александра Давыдова.
Акварель Н.Бестужева
        Александра Давыдова дочь губернского секретаря Ивана Александровича Потапова. Самая неизвестная среди одиннадцати женщин, которые разделили судьбу своих мужей-декабристов. Жена Василия Давыдова (Василий такой же гусар, весельчак, как и его знаменитый брат –Денис Давыдов) - Александра бедная воспитанница в доме Давыдовых, еще в 1819 году семнадцатилетней сошлась с вернувшимся в родовое имение отставным гусаром Василием Львовичем. Родня Базиля, как звали Давыдова в родном доме, сдержанно негодовала по этому поводу и дразнила его домашним соблазнителем. "Умным проказником" прозвал Пушкин Василия Давыдова.
Современники говорили о нем, что он был человеком незаурядным по образованию, уму и остроумию, но добрым и бесхарактерным. Давыдовы были людьми знатными, но уже порядком разорившимися, и, несмотря на это, добродушными и хлебосольными. Имение в котором они жили до ссылки (Каменка, Чигиринского уезда Киевской губернии), связано с именами Пушкина, Раевского, генерала Орлова, композитора Чайковского…
      Наверное, если бы Василий Львович бросил соблазненную девушку, они бы ее как-нибудь пристроили, не дали бы пропасть. Но банальная на первый взгляд связь аристократа с бедной бесприданницей основывалась на настоящей любви. Александра Ивановна каждый год рожала по ребенку, и Василий Львович называл ее женой. Обвенчались они только летом 1825 года, после смерти его матери (видимо, именно она была против неравного брака). К тому времени Александра Ивановна ждала… шестого ребенка. Можно представить положение Александры Ивановны после ареста Василия Львовича: без средств, с оравой малышей, полностью на милости мужниной родни…
    Судя по всему, Давыдов чувствовал себя глубоко виноватым перед семьей. Во время допросов он вел себя умно и осторожно, не сваливая вину на товарищей. Но, тем не менее, был осужден на вечную каторгу. Александра Ивановна сразу же собралась ехать за мужем, но предстояло еще где-то пристроить детей. Оставить их удалось только в разных семьях. Родственники ее мужа снабдили ее средствами на дорогу, позднее исправно высылали в Сибирь деньги, а главное – добились узаконения четверых старших детей Давыдовых.
     Тяжело переживала Александра Ивановна разлуку с детьми, жившими далеко от нее. В Санкт-Петербурге, в Пушкинском доме, сохранилось ее письмо генералу Раевскому: «Вы меня и бедного брата Вашего не забыли, извещали о детях наших, как отец и истинный брат… Муж мой много и часто горюет об детях наших, но надеется на Бога и на Вас, так же как и я. Я уже посвятила всю себя бедному мужу моему, и сколько ни сожалею о разлуке с детьми моими, но утешаюсь тем, что выполняю святейшую обязанность мою».
      Первый их ребенок на каторге, сын Василий, появился уже в Чите, в 1829 году. За ним последовали еще шестеро: Александра, Иван, Лев, Софья, Вера и Николай. «Без нее меня уже не было бы на свете, – писал Василий Львович из Петровского завода. – Ее безграничная любовь, ее беспримерная преданность, ее заботы обо мне, ее доброта, кротость, безропотность, с которою она несет свою полную лишений и трудов жизнь, дали мне силу все перетерпеть и не раз забывать ужас моего положения».
  Лучшее подтверждение этих слов – акварельный портрет Николая Бестужева, запечатлевший скорбно-поэтический, благородный образ Александры Ивановны…
     Декабрист Давыдов умер в Сибири в октябре 1855 года, не дождавшись амнистии, которой смогла воспользоваться только его семья. Через тридцать лет в Каменку вернулась Александра Ивановна, вступившая в свое второе пятидесятилетие, пережившая вместе с мужем Нерчинскую каторгу и многолетнюю ссылку. Александра Ивановна Давыдова умерла в 1895 году, девяноста трех лет от роду, умерла, окруженная своим многочисленным потомством, чтившим ее как святыню.
      Александра Ивановна прожила в изгнании тридцать полных лишений, долгих, тяжелых лет и увековечила себя не только как мужественная и самоотверженная женщина, но и тем, что собрала в альбом, выполненные декабристами рисунки. Известно, что многие декабристы, находившиеся на каторге и в ссылке, хорошо рисовали портреты и виды местности, в которой жили. В альбоме Давыдовой было 27 акварелей и сепий, одна гравюра и одна фотография. Благодаря Александре Ивановне, эти рисунки дошли до нашего времени.
                      
       Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов"

Комментариев нет:

Отправить комментарий