Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 31 января 2013 г.

Этот дневник писали в Афганистане шестеро комсоргов разведроты 860-го мото-стрелкового полка. Четверо из них погибли… Один из оставшихся в живых Варвинчанин Александр Юрченко.

 
       День за днем вели  солдаты эту летопись фронтовой жизни…
   Эти записи о самом главном в боевой обстановке; это – голоса людей, увидевших страх смерти в свои 20 лет; на этих страницах остались их тревоги, тяжкий солдатский труд, их завещание: помнить!
   Первым ведет дневник старший лейтенант Сергей Шлыков. Он родом из Вышнего Волочка Калининской области. Окончив военное училище в Новосибирске,  попал на войну в 21 год.
    «4-6 января 1980 г. Проверяем вооружение. Не случайна эта неопределенность.
 7 января 1980 г. Приказ перейти границу. Прошли афганский кишлак. Едем по-боевому. И вот впереди обваленная дорога. Удар об скалу. Но все нормально проехали. Справа стрельба. Видели, как убивают людей.
 30 марта 1980 г. Рота вылетела на задание. Вертолеты были обстреляны еще в воздухе. Одну группу во главе с лейтенантом Волковым выбросили прямо на чистую площадку возле гор, на которых у басмачей были укрепления в виде дзотов и окопов. В этом бою был сбит один наш вертолет...
 2-5 февраля 1981 г. Роту подняли по тревоге и выбросили десантом в район кишлака Кучи. Оказалось, что, сопроводив бензовозы, танкисты стали возвращаться домой, и подорвались два танка. На выручку пошел еще один танк, и он подорвался на мине. И эти подорванные танки душманы начали обстреливать из гранатометов и стрелкового оружия. Ремонтировать было нельзя. Басмачи подходили до 10 м к танкам, но больше ничего сделать не смогли. Мы были выброшены утром 2 февраля с задачей обеспечить ремонт танков. В ночь с 2 на 3 февраля 1981 г. нашу оборону обстреляли. Задачу мы выполнили».
    На полях тетради карандашом сделаны  пометки: сколько было убитых, сколько раненых. И вот страшная запись. 31 сентября 1981 года погиб старший лейтенант Сергей Шлыков. Посмертно С.Шлыков награжден орденом Красной Звезды.
    Дневник переходит в руки старшего сержанта Сулеймана Хачукаева. Ему 19 лет. Он призван из Ачхой-Мартановского района Чечено-Ингушской АССР. Ровно год он будет вести фронтовую летопись. Из многих записей выбраны всего две. Солдатские будни и война в горах, какой она была…
 «1 июня 1982 г. Высадились на душманский аэродром. Получили приказ занять круговую оборону. Двое ваших разведчиков и связист (Альжанов, Хачукаев и Стрельников) направлены для восста­новления связи. Узнали, что с соседней группой связи нет. Хачукаев, Стрельцов, Альжанов выдвинулись вперед для поисков. Через некоторое время они обнаружили эту группу. Связист был убит, пулеметчик ранен в ногу. Командир взвода был ранен в ногу. Положение было тяжелым. Пол интенсивным огнем противника раненые были вынесены в безопасное место. Несмотря на потери, задача была выполнена.
 3 июня 1982 г. Поступили сведения, что в районе кишлака Сказир находятся склады с продовольствием и боеприпасами. В составе МСБ выдвинулись в район этого кишлака. Оружие и боеприпасы забрали с собой, продовольствие раздали афганцам».
 Последняя запись написанная рукой Сулеймана — 8 декабря 1982 г. Над ротой завис «черный тюльпан». Посмертно С. Хачукаев награжден орденом Ленина.
  Дневник продолжает старший сержант Александр Юрченко. Он из Варвинского района Черниговской области. После каждого боя он берется за перо, стараясь не упустить ни одной подробности. Несколько записей ст. сержанта А.Юрченко.
«8 декабря 1982 г. Не доезжая до Каракамара 2 км, по неопытности молодого механика-водителя рядового Бездетко С.А. БМП сорвалась с серпантина. Все произошло очень быстро и неожиданно, но удачно. Экипаж и десант успели выпрыгнуть. В машине остался только мл. сержант Лисунец А.Н., он сидел в правом десанте и не успел выпрыгнуть.
 29 декабря 1982 г. Подъем в 6.00, в 7.00 рота уже готова к операции, стоит в полной боевой готовности, ждет вертолетов. Вылетаем в кишлак Вахши. Сели около кишлака, он за ущельем в следу­ющем ущелье. Спустились в ущелье, идем в колонну по одному. Нам надо по ущелью обойти кишлак и занять оборону над ним. Командир роты выслал боевое охранение в составе рядового Альжанова, рядового Четвергова, младшего сержанта Хамидова. Они двигаются по левому склону ущелья по ходу, нашего движения. Мы вытягиваемся и поднимаемся на правый склон. Поднялись до половины, и тут рядовой Хаджаев заметил нору. Вытаскиваем из нее трех душманов. В это время боевое охранение, двигавшееся по противоположному склону, открывает стрельбу. Мы замечаем перебегающих там людей и тоже открываем огонь. Очевидно, басмачи не ожидали, что будут обнаружены. Четверо человек из «ХАДА» и рядовой Хаджаев идут на помощь охранению и обходят расщелину с другой стороны. Теперь басмачам деваться некуда. Они сдаются. 10 басмачей убито, 12 пленных, взято 22 единицы оружия. Винтовки БУР» АКМы, 2 химические гранаты американского производства.
  25 января 1983 г. В роту прибыл командир роты, была объявлена тревога и построение через 20 мин. по полной боевой для отправки в аэропорт. Сразу разбились на две группы по 12 человек, проверили средства связи. Куда вылетаем, неизвестно. Через 40 минут мы уже сидели в вертолетах. В 12 часу нас высадили возле Ашмагуля. Встретились с группой МСБ, они сидели за забором, дальше они пройти не смогли, по ним вели интенсивный огонь с противоположной стороны ущелья. Это мы и сами ощутили. Действительно, местность была совсем невыгодная, поэтому мы заняли оборону и сообщили главному. Пробивались по одному. Первый побежал рядовой Каскулаков и был ранен в руку. Старший сержант Ерзумашев был тяжело ранен в живот, рядовой Гусейнов - в руку. Старший сержант Хачукаев начал прикрывать группу, но был сражен пулей, пуля попала в голову. С-нт Высокос был тяжело ранен в грудь. Оставлять раненых и оружие мы не могли, поэтому пока мы сидели возле домика. Но по нам открыли огонь с сопки. Рядовой Нижнеченко заметил душмана на сопке, который целился в командира взвода, и закрыл собой командира взвода, ст. лейтенанта Козлова, но сразу же был сражен очередью, пуля попала ему в голову. Козлова гоже ранило в плечо. Командир роты сказал, что надо пробиваться вперед. Первым пробежал метров 30 рядовой Альжанов, удачно. Вторым побежал рядовой Буслаев, пробежал тоже удачно, но когда он пробегал открытый участок, по нему дали очередь, пули легли прямо под ногами. Открыли дверь в какой-то сарай. Вскоре рядовой Альжанов крикнул, что рядовой Буслаев ранен, лейтенант Ермаков сказал, что побежит, поможет им. Пробегая открытый участок, он был ранен. При попытке подняться его сразили очередью. Мы остались одни. В радиостанцию Р-143 попала пуля, и она отказала. Осталась одна Р-148, вызывали около часа, но никто не слышал нас. Мы заня­ли оборону в домике. Что сталось с нашими, мы не знали, у них радиостанции нет. Душманы подошли совсем близко. Наконец связались с МСБ. Уже стало темнеть. Душманы пытались поджечь нас, кидали зажигалки, но поджечь не смогли. Подполковник Каминский с группой пробивались к нам. Только в 9 часов вечера они пробились. Забрав всех убитых и раненых, по одному начали выходить из окружения. 24 человека вылетали в рейд. Из них убиты: ст. с-нт Хачукаев, л-нт Ермаков, ряд. Нижнеченко, с-нт Высокос умер 1 февраля в госпитале в Кабуле.
 2 апреля 1983 г. В три часа дня рота на машинах выдвинулась в район кишлака Джангар. Вечером спустились к Файзабаду. В три часа ночи вышли из Файзабада по дороге. Где-то часам к четырем дошли до указанного места. Начали подниматься в горы. В колонне было 5 подрывов. Один танк подорвался три раза. До цели колонна не дошла и повернула обратно. Рота получила приказ спу­скаться к Файзабаду. Колонну при подходе к Файзабаду сильно обстреляли. Две БМП ездили выручать нашу группу. Все обошлось хорошо. Рота вышла без потерь.
 13 мая 1983 г. В 21.00 полк был построен возле санчасти. После проверки через КПП мы выдвинулись в сторону гор. На рассвете достигли цели. Наша рота заняла высоту 2100. С этой высоты мы контролировали подход к трем кишлакам. Заняли указанные позиции и начали окапываться. При попытке окопаться младший сержант Лисунец А. Н. наступил на мину, которая была поставлена в воронке от авиабомбы душманами. При разрыве мины ему оторвало ступню воги. Душманы открыли по нашей роте упорный огонь. Запросили вертолеты. При посадке вертолета душманы начали стрелять по нему. Вторично был ранен Лисунец в ногу, но легко. С помощью вертушек рота вышла из-под обстрела».
   Александр Юрченко, награжденный медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», отбывает домой (п.Варва,Черниговской обл.).
В рукописи меняется слог и почерк…  Дневник продолжает старший лейтенант Юрий Рыжков. Он из Новосибирска. Окончил военное училище в Омске. Ему 22 года.
 «14 февраля 1984 г. Наша рота в 00.20 минут начала выдвижение в район к. Карсамагуль. В 4.30 мы прибыли к кишлаку. Ничего обнаружено не было, лишь только свежая тропа в горы. В 10.25 получили команду на отход, потому что спускался большой туман. Видимость до 10, а то и меньше метров. Из кишлака все вышли без помех. В 12.30 вышли к броне-группе в районе к. Бачи-Шах. МСБ отходил, отстреливаясь, за ним по пятам шли душманы.
 В 14.00 15 февраля прибыли в полк. Командир полка приказал построиться подразделениям, принимавшим участие в операции. При проверке не оказалось взвода снабжения от МСВ. В 14.30 рота по приказу убыла на поиск отсутствующих к высоте «Безымянной». Мокрые, промерзшие, голодные, мы все же в 16.30 обнаружили 14 человек. Узнав от них, что в ущелье на протяжении 1 км оставлены раненые и убитый, 2-й взвод роты спустился в ущелье, где были видны следы боя: воронка от гранаты в сыром грунте, бронежилеты, окровавленная одежда, вещмешки, обнаружили одного убитого. Пройдя по ущелью до водопада и никого больше не обнаружив, вынесли убитого товарища, начали отход в 17.20. В 18.30 вышли к к. Бачи-Шах. В 19 часов мы были в полку, где узнали о том, что пропали без вести еще 7 человек из МСБ. Наши потери в этой операции составляли: 9 ранено, один убит и 7 пропали без вести.
 16 февраля 1984 г. Наша рота на БМП выдвинулась в район кишлака Бачи-Шах, чтобы совместно с «хадовцами» и опербатальоном блокировать высоты до подхода наших основных сил. Около 7 утра подошли основные силы. Рота разделилась на 3 группы. 1-й взвод и управление роты ушли вперед, а второй взвод спустился в ущелье. При выдвижении наблюдали группы мятежников, которые были частично уничтожены огнем артиллерии. Около 10 часов утра в ущелье возле 2-го водопада обнаружили двоих наших убитых, с помощью кошек подтянули их к себе и на плащ-палатках подняли наверх для погрузки в вертолеты. Через некоторое время мы обнаружили еще четырёх убитых за водопадом. Все убитые были изувечены. Сразу видно, что душманы издевались над ними. Посадили вертолеты, убитых отправили в полк. При дальнейшем осмотре местности и ущелья никого обнаружить не удалось. В 13 часов был получен приказ об отходе к броне. Одного человека мы так и не нашли, как выяснилось, душманы его забрали живым. В 14.45 мы прибыли в расположение полка.
29 марта 1984 г. Продукты, которые мы брали на 2 суток, израсходовали, когда привезут - никто не знает. Движемся дальше. Погода портится. Начались дожди. Поднялись выше в горы. Там шел снег, усиливается ветер, на ночь ударил мороз. Вся банда успела уйти в сторону Бахарака. Остановились на ночь.
 30 марта 1984 г. Подъем в 6 утра. Движемся вокруг «Зуба», говорят, что домой, в расположение полка. Люди сильно устали. Вторые сутки ничего не ели. Остановились на ночь, стало сильно холод­но. В окопе по колено воды. Кое-как дождались утра.
 31 марта 1984 г. Подъем в 6 часов, и начинаем движение на первую вертолетную площадку. Третьи сутки ничего не ели. Люди движутся из последних сил. Где-то после обеда прибыли на вертолет­ную площадку и остановились на отдых.
 2 апреля 1984 г. Забрали сухой паек на трое суток и начинаем движение дальше в сторону кишлака Суледара. По данным разведки, там находится банда Басира, которая ушла от нашего пре­следования.
 3 апреля 1984 г. Поднялись на высоту до трех тысяч метров и движемся дальше. Погода ухудшилась. Начался град с дождем, остановились на ночь. Вырыли окопы. Ночью пошел снег, ударил мороз. Под утро некоторые не могли ходить, мокрая одежда позамерзала. Некоторые отморозили ноги и руки.
 4 апреля 1984 г. Получили приказ возвращаться в расположение полка. Дошли до Файзабада. Там нас ждали машины. Вечером были уже в расположении полка».
 Юрий Рыжков, награжденный медалью «За боевые заслуги», покидает афганскую землю. За перо берется лейтенант Михаил Борматенко. Он из Донбасса. Учился в Москве. Так жестоко распорядилась судьба, что в его руках дневник был всего три месяца... Михаил Борматенко погиб в бою. Прочтем его записи:
 «1 июля 1984 г. Рота получила задачу в 3.00 утра выйти в район кишлака Вахши совместно с 3 МСБ и кундузским разведбатальоном, При реализации разведданных МСР попала под обстрел душманов. В результате боя 3 человека из нашего полка убиты и 2 ранены. Мятежники подошли к ним почти вплотную. Нашей бронегруппе была поставлена задача во что бы то ни стало вывезли убитых и раненых и вывести МСР из окружения. Умело командуя бронегруппой, ст. пр-к Грибанов повел свои машины на душманов. Через некоторое время раненые и убитые были доставлены в безопасное место и погружены в вертолет, а рота была выведена из окружения».
Последним оставил свои строки в дневнике рядовой Валерий Понькин. Он призван из Мошковского района Новосибирской области. Ему девятнадцать лет.
 «31 июля 1984 г. Рота получила задачу в 6.00 утра выйти в район кишлака Салгаб. Рота приняла бой. В этом бою смертью храбрых погибли командир 2-го взвода лейтенант Борматенко и рядовой Кунсейко. Командир роты капитан Егоров Н.В. был ранен в ногу, но, несмотря на ранение, руководил боем. В этом бою отличились рядовые Басков, Поленов, Сазонов, Коробов. Находясь в отрыве от роты, они прикрывали вынос раненых.
 15 февраля 1985 г. Ночью МСБ вышел на блокировку к. Карамагуль, к утру они заняли высоты вокруг кишлака. В 6.00 утра разведрота с разведвзводом 2-го МСБ и «хадовцами» были выброшены десантом на вертолетах юго-западнее кишлака. Затем рота стала спускаться в ущелье, ведущее к кишлаку. Вскоре 2-й взвод доложил об уничтожении группы мятежников и захвате оружия».
 Прим. Дневник представлял собой общую тетрадь большого формата в дерматиновом переплете. Вела его непосредственно рота разведчиков Псковского Краснознаменного отдельного мотострелкового полка, дислоцировавшегося под афганским Файзабадом.
                    Источник:   «Библиотеки Комсомольской правды» 1989, No 10, с. 8-15
                     (авторы М.АЛИМОВ, Л.ОВЧИННИКОВА): ДНЕВНИК ОДНОЙ РОТЫ (сокращено)


Комментариев нет:

Отправить комментарий