"Потом мы
отправились на поклонение в монастырь по близости города, называемый Кустини
Троица (Густынский Троицкий), то есть монастырь в имя Троицы. Протопоп послал
предупредить настоятеля, и тот немедленно приехал в своем экипаже и пригласил
нашего владыку-патриарха, благодаря Бога и говоря: “Хвала Богу, удостоившему
нас лицезреть третьего истинного патриарха", — именно, они видели
иерусалимского патриарха Паисия и константинопольского Афанасия Пателлярия
низложенного, о коем мы упоминали, что он, убежав из Константипополя и прибыв в
Молдавию, уехал оттуда раньше нас в Московию и заезжал в этот монастырь, а
затем скончался близ столицы Хмеля, называемой Хижирини (Чигирин), на третий
день пасхи сего года, “так что мы зрим твою святость, блаженнейший кир Макарий,
патриарх Антиохии".
Мы оставили в городе свои вещи, лошадей, слуг и экипажи, и в субботу отправились с настоятелем, захватив свои облачения, так как мы намеревались отслужить в монастыре обедню. Он отстоит от города около одной большой мили. Его блестящие купола видны на значительном расстоянии. Не доезжая до него, приходится спуститься в долину по узкой дороге и густому лесу, который весь состоит из ореховых, вишневых и сливовых деревьев: Близ него большой пруд и мельницы; дорога по плотине сделана из переплетенных ветвей и трудно проходима.
Мы оставили в городе свои вещи, лошадей, слуг и экипажи, и в субботу отправились с настоятелем, захватив свои облачения, так как мы намеревались отслужить в монастыре обедню. Он отстоит от города около одной большой мили. Его блестящие купола видны на значительном расстоянии. Не доезжая до него, приходится спуститься в долину по узкой дороге и густому лесу, который весь состоит из ореховых, вишневых и сливовых деревьев: Близ него большой пруд и мельницы; дорога по плотине сделана из переплетенных ветвей и трудно проходима.
На пути, по
близости от монастыря, мы проехали, имея справа от себя, мимо красивой церкви
во имя св. Николая. Там, по рассказам, раньше был монастырь; когда же он
сгорел, его перенесли и по строили на его теперешнем месте. Снаружи он
имеет две деревянные стены и два рва; над воротами красивая колокольня с огромными,
весьма дорогими часами.
Здесь наш
владыка-патриарх вышел из экипажа. Архимандрит, священники и дьяконы в своих
царских (То есть роскошных) облачениях со свечами, хоругвями, крестами и
божественными иконами вышли ему навстречу, Мы вступили в монастырь св. Троицы.
Его двор просторен и широк. Куполов на святой церкви пят: они стоят вместе, в
виде креста, средний больше других. Кругом церкви идет навес с решеткой и тремя
дверями, над которыми три купола, расположенные параллельно. Мы вошли в святую
церковь. ее иконостас приводит в изумление зрителя. Патриарх окропил всех
святою водой и мы вышли, исполненные удивления, ибо ни величественный иконостас
св. Софии, ни печерский — оба не могут сравниться даже с малою долей полных
совершенств этого иконостаса. Когда монастырь сгорел несколько времени тому
назад, — а тогда уже распространилась слава о любви господаря молдавского
Василия к построению церквей и монастырей и о щедрых его пожертвованиях, — то
настоятель и монахи поспешили к Василию и просили у него пожертвований и
милостыни, дабы он помог им и отстроил для них монастырь от своих щедрот. Он
вполне оправдал их надежды и дал им золота, сколько они просили, на построение
монастыря. Возвратившись, они построили монастырь на этом месте, говоря: “это
место лучше для нас". Когда до слуха, богохранимого царя Алексея, государя
Божьего града Москвы, дошло известие о том, что сделал Василий воевода, то и он
также прислал им 1,500 золотых на расписание и позолоту иконостаса, на
украшение его благолепных икон и возвышение его ценности. Теперь он
превосходнее всех других, ибо доселе мы не видывали ничего лучше и красивее его
позолоты и живописи.
Трапезная
длинна и велика, со многими стеклянными окнами; в ней два стола с обеих сторон.
Внутри ее большая дверь с решетчатыми створами, которые вдвнгаются в стену; она
ведет в красивую церковь со многими стеклянными окнами, во имя Владычицы. Иконы
в ней в высшей степени прекрасны, блестящи и внушают благоговение. Церковь эта
также имеет жестяные купола, ее прекрасный алтарь сияет блеском.
Накануне
девятого воскресенья по Пятидесятнице ударили в деревянные, железные и медные
била и мы вошли в церковь. Пред чтением кафизм из псалтири пришел, по их
обыкновению, юный монах, и оставил по средине высокий красивый аналой, на
подобие шкафчика для книг, покрытый шелковой пеленой, полжил на него псалтирь,
ибо у них обычно не читают никакой книги, важной или не важной, иначе, как на
аналое, — и начал канонаршить псалом за псалмом попеременно, а на обеих
клиросах их пели. Пред входом священники подходили под благословение и вышли
(на вход) в облачениях попарно, затем прошли в нартекс и совершили литию, при
чем каждый из двух дьяконов кадил с обеих сторон, и также они оба попеременно
прочли: “Спаси Господи, люди Твоя", но благословения пяти хлебов не было.
Мы вышли из
церкви к трапезе. Наш владыка-патриарх сел во главе ее, мы, справа и слева от
него, а прочие отцы монастыря в конце. Поставили на стол кружки с пивом и
соленья параши, по обычаю иерусалимских монастырей. Перед нами ставили на
некоторое время блюда, которые затем снимали и ставили на конце стола или
убирали, и подавали новые и новые до конца. Что касается отцов монастыря, то
пред каждым из них поставили тарелку каши с маслом и больше ничего. Таков их
обычай. Никто не ест изысканных кушаний, кроме приезжих и поклонников. Они
несомненно святые и ведут жизнь по уставу св. Саввы. На другом столе подавали
мясные кушанья для поклонников и наших служителей из мирян. Тогда чтец стал
посредине, положил пред собою большую книгу на аналой и начал внятно читать. По
прочтении молитвы над трапезой, наш владыка-патриарх трижды ударил по обычаю в
находившееся справа от него маленькое било для начала еды. Мы достаточно поели
и попили к нашему совершенному удовлетворению, тогда как этот бедный чтец все
читал из Патерика. Затем наш владыка ударил в било вторично, после чего выпил
сначала сам, при чем мы встали, и потом каждый из нас выпил одну из стоявших
пред нами кружек. Наконец он ударил в третий раз, для того, чтобы мы все встали
из-за стола. Ему поднесли маленькую просфору на блюдце, т. е. Панагию в честь
Владычицы. Он поднял ее обеими руками, по афонскому обычаю, трижды произнося: “да
возвеличится имя св. Троицы!" Вслед затем священник и иеромонах подошли к
нему и пропели “достойно есть", имея головы открытыми, а по окончании
поклонились земно. Они получили от нее малую часть, и наш владыка роздал ее
также всем присутствующим. Потом принесли корзину для собирания ломтей и каждый
из нас положил в нее свои ломти, по примеру Того, Кто благословил хлебы. Были
собраны все ломти.
Затем
ударили в колокол к молитве на сон грядущим. Мы пошли в церковь и стали вместе
с другими в нартексе, по их всегдашнему обыкновению. Наш владыка-патриарх
стал на своем (архиерейском) месте подле дверей. Когда чтец окончил канон,
молитву и писание (По точному переводу стоящего в тексте слова алькитаб.), все
подходили и испрашивали прощение у нашего владыки-патриарха с земным поклоном,
попарно до последнего. Потом мы вышли, чтобы предаться сну, но сна не было, ибо
клопы и комары, более многочисленные, чем их мириады в воздухе, не дали нам
даже ии попробовать сна и покоя: их в этой стране изобилие — море, выходящее из
берегов.
Еще раньше
пригласили нашего владыку-патриарха совершить служение, и мы готовились к
литургии; но как возможно служить ее, не спавши? В четвертом часу ночи ударили
в била, — ибо ночь была только 8 часов—и мы встали в полночь. Впрочем, в этих
святых, ангельских монастырях есть хороший обычай, что сначала ударяют долгое
время в один колокол раздельно, давая знать, чтобы спящие пробудились и, встав
от сна, оделись не спеша: не так, как в стране валахов и молдаван, где входят в
церковь в момент звона колоколов. Мы пошли в церковь, не вкусивши сна. Начали
пение на утрени, чтение псалмов и молитв нараспев. Вышли мы только после рассвета,
чувствуя головокружение.
Затем
ударили в колокола к литургии. Мы вошли в церковь, облачились и облачили нашего
владыку-патриарха в архиерейские ризы. По окончании обедни, к коей прибыло
большинство жителей города и многие другие, мы пошли к трапезе, за которой
соблюдался тот же порядок, что и накануне, в чтении и перемене блюд и десерта.
Под конец служивший дьякон принес употребляемый при литургии дискос покрытый
воздухом, и поставил его пред нашим владыкой-патриархом, который снял покров:
внутри его был другой дискос, серебряный, с таковой же крышкой и замочком.
Он отпер его. Там было изображение Владычицы и лежала одна просфора, т. е.
Панагия. Под всем этим была большая часть с медом вместо вина. Наш владыка
трижды поднял просфору, как сделал накануне, взял от нее частицу, после пения
“достойно есть", и затем передал другим, которые передавали друг другу, сидя
за столом. Также пили из чаши и он, и остальные. Встав из-за стола, мы
простились с ним и вернулись в город Прилуки, где оставили свой багаж".
ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ «ПУТЕШЕСТВИЕ
АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В МОСКВУ В ХVІІ ВЕКЕ»
Комментариев нет:
Отправить комментарий