Здорово,
братцы, родъ и племя, // Одноутробники, друзья,
Колѣно
наше, наше сѣмя, // О всеславянская семья!
Привѣтъ
вамъ Русскаго народа, // Его Царя, его бояръ;
Вѣдь
одного вы съ нами рода? // зачѣмъ
же не одинъ и Царь?
Отрывок из стихотворения О.Бодянского "Русскiй къ братьямъ своимъ соплеменникамъ", 1839 г.
------------------------------------------------------
Вы подымаетесь на насъ,
Какъ на гонителей свободы?
Пусть такъ, а все же, спросимъ васъ,
Кто спасъ еще въ недавни годы
И васъ, и Запада народы
Отъ самовластiя проказъ?
Отрывок из стихотворения О. Бодянского "Политика Европы", 1854 г.
Отрывок из стихотворения О.Бодянского "Русскiй къ братьямъ своимъ соплеменникамъ", 1839 г.
------------------------------------------------------
Вы подымаетесь на насъ,
Какъ на гонителей свободы?
Пусть такъ, а все же, спросимъ васъ,
Кто спасъ еще въ недавни годы
И васъ, и Запада народы
Отъ самовластiя проказъ?
Отрывок из стихотворения О. Бодянского "Политика Европы", 1854 г.
Источник: http://www.poesis.ru/poeti-poezia/bodjanskij/frm_vers.htm
Как давно написаны стихи, а будто о нашем времени, о проблемах Украины с Россией и Европой сегодня ...
Как давно написаны стихи, а будто о нашем времени, о проблемах Украины с Россией и Европой сегодня ...
Осип
Максимович Бодянский (1808-1877) – филолог, историк, археограф, переводчик,
основатель школы славистов в России, издатель древнерусской и древнеславянской
литературы и письменных источников, профессор Московского университета,
действительный член Общества любителей российской словесности, заведующий
типографией Московского университета, секретарь Общества истории древностей
российских.
Родился в семье священника в местечке
Варва Лохвицкого уезда Полтавской губернии (отсюда один из его литературных
псевдонимов – Бода-Варвынец). По окончании Полтавской духовной семинарии в 1831
был принят в число студентов Императорского Московского университета и, окончив
его по отделению словесных наук философского факультета, был утвержден в 1834 в
степени кандидата. В 1837 Бодянский защитил диссертацию по теме «О народной
поэзии славянских племен», став первым в России магистром словесных наук.
С
1837 по 1842 был командирован за границу «для усовершенствования в истории и
литературе славянских наречий». По возвращении был утвержден в звании
экстраординарного, а затем ординарного профессора истории и литературы
славянских наречий. После смерти М.Т.Каченовского в 1842 сменил его на кафедре
славянских наречий Московского университета и занимал ее до 1868. Докторская
диссертация «О времени происхождения славянских письмен» (1855) сохраняет
значение справочного издания до сих пор. Основоположник славяноведения в
Московском университете, Бодянский был также секретарем Московского общества
истории и древностей российских, а затем и редактором журнала этого общества,
издателем и популяризатором славянской литературы. Действительный член Общества
любителей российской словесности при Московском университете с 1858 г. Одним из
важных направлений его деятельности было создание учебной славянской
библиотеки, хранящейся в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ
имени М.В.Ломоносова и насчитывающей более 2 тысяч книг. Многолетняя дружба
связывала О.М.Бодянского с Н.В.Гоголем, Т.Г.Шевченко, С.Т.Аксаковым, а также
славянскими учеными Вацлавом Ганкой, Вуком Караджичем, Павлом Шафариком.
Поэтическое наследие Бодянского
представлено сборником «Наськы украинськы казкы запорозьця Иська Матырынкы»,
состоящим из 3-х украинских народных сказок в авторской стихотворной
переработке. При жизни ученого были опубликовано еще несколько отдельных его
стихотворений – одно в сборнике «Молодик» и четыре, под общим названием
«Малороссийские вирши», в газете «Молва». Через много лет А.А.Кочубинский по
черновикам Бодянского восстановил два неизвестных стихотворения, а два других
стихотворных автографа ученого оказались в архиве Вацлава Ганки и были изданы
В.А.Францевым в 1901 г.
----------------------------------------------------
----------------------------------------------------
Об
Осипе Максимовиче Бодянском
«… Своей невзрачной фигурой, чтобы не
сказать более, он запечатлевался в памяти при первом же виде. Фигура эта
дозволила одному товарищу-профессору, отличавшемуся колкостью речи, посвятить
Бодянскому недобрый экспромт:
Воззри на зверя-бегемота, // На дальний типографский двор:
Глаголица – его охота, // И по-древлянски он остёр.
Действительно, небольшого роста,
сутуловатый, с огромной головой на толстой и короткой шее, с испорченными
болезнью, врозь глядящими глазами, с прямыми «гетманскими» усами, и все это на
коротких ногах без пальцев, Бодянский был некрасив, а походкой своей, пожалуй,
напоминал и упомянутого зверя. Но эта некрасивая оболочка вмещала в себя
высокий дух, который носителя своего возвышал над уровнем, не дозволял ему
входить в соглашение. Упрямо-точный до смешного (известен рассказ о Бодянском,
как он нового арендатора университетской типографии впустил в помещение не
раньше, как с боем двенадцати часов 31 декабря – он встал тогда с единого
оставленного им кресла и освободил – теперь навсегда – «типографский двор»),
твердый в своих решениях и в то же время приветливый, с отменно добрым, мягким
сердцем, Осип Максимович сторонился всего, что заключало в себе хоть малейший
намек на низость, холопство, или грязный практицизм, и даже в самые трудные,
критические минуты своей жизни был всегда одним, до самозабвения».
[Кочубинский
1887, с. 506–507]
Історія розвивається по спіралі і народи, що не знають своєї історії, приречений пережити його знову.
ОтветитьУдалить