В
воскресенье, 13 октября, в Москве скончалась Ольга Аросева. Из-за серьезной
болезни актриса в начале осени пропустила сбор труппы Театра Сатиры, однако до
последнего надеялась вернуться на сцену, на которую выходила более 60 лет.
Ольга
Аросева была человеком веселым, предприимчивым, увлекающимся и очень сильным,
однако на силу характера не в последнюю очередь повлияли трагические
обстоятельства ее детства. Будущая актриса родилась в семье видного большевика и
дипломата Александра Аросева; детские годы она провела за границей, в
Стокгольме и Праге, но без матери, потому что родители расстались. А в 1938
году ее отца расстреляли. Ольга Александровна писала письма Сталину (с которым
однажды, маленькой девочкой, даже разговаривала на авиационном параде, куда ее
с сестрой привез отец), однако безрезультатно: отца уже не было в живых. После
его смерти Аросева отказалась вступать в комсомол и еще много лет не могла
прийти в себя из-за этой потери. Но «история со Сталиным» закалила ее на всю
жизнь.
Александр
Аросев успел привить дочерям любовь к театру. Посещать драмкружок и выступать
Ольга Аросева начала еще в детстве; потом, правда, она решила окончить цирковое
училище и только после него попала в Московское городское театральное училище.
Из него, впрочем, Аросева ушла еще до получения диплома, потому что в 1945 году
познакомилась с режиссером Николаем Акимовым, приехавшим на гастроли в Москву.
Он и позвал юную актрису в труппу Ленинградского театра комедии. Тогда и начались
официальные отношения Аросевой с комедийным жанром, продолжавшиеся всю жизнь,
однако раскрывшиеся именно на сцене Театра Сатиры, в труппу которого ее приняли
в 1950 году.
Приму
Театра Сатиры обычно называют комедийной острохарактерной актрисой, но признают
и ее драматический дар. Быть может, для драмы в ее карьере и не нашлось
подходящей по глубине роли, но в комедийном амплуа Аросева оказалась невероятно
многогранна. Игра, богатая тысячами оттенков — от наивности и благодушия до
иронии, сарказма, эксцентричности, дерзости и какого-то хулиганства, показала
весь диапазон ее истинного таланта. Критики не раз отмечали, как точно она
играет — не по тексту или рисунку роли, а по тому, как может интонационно
выделить фразу, послать ее в зал, поднять бровь, сверкнуть глазом и добиться
одного-единственного нужного эффекта.
В
Театре Сатиры Ольга Аросева сыграла около 50 ролей. Там она была и Леди
Аттеруорд в «Доме, где разбиваются сердца», и Хлестовой в «Горе от ума», и
Чебоксаровой в «Бешеных деньгах», и Махониной в «Пене», и Шарлоттой Ивановной в
«Вишневом саде», и Памелой Кронки в «Как пришить старушку». И, конечно,
блистательной Марселиной в легендарном спектакле «Безумный день, или Женитьба
Фигаро» режиссера Плучека. В постановке она сменила ушедшую в Ленком Пельтцер и
попала в компанию к Ширвиндту и Миронову. Исключительно талантливый и сложный
Валентин Плучек сыграл особую роль в судьбе Аросевой: их отношения проделали
путь от творческой влюбленности до глубочайшего отчуждения, почти враждебности.
Он не давал ей играть практически десять лет, ревновал всех артистов труппы к
нетеатральным успехам, но именно в эти болезненные, тяжелые годы простоя на
сцене к Аросевой пришла всесоюзная известность.
В
1966 году Эльдар Рязанов снял комедию «Берегись автомобиля», ставшую классикой
отечественного кино. В ней блистали многие артисты Театра Сатиры, и первый
успех в кинематографе к Ольге Аросевой пришел именно с ролью Любы, невесты
наивного авантюриста Деточкина, лихо гонявшей на троллейбусе по столице. В 1968
последовали эффектные и колоритные роли в трагикомедии «Интервенция» и
музыкальной комедии «Трембита», а в 1971-м Аросеву вновь позвал сниматься
Рязанов. На этот раз он предложил ей сыграть роль отзывчивой и авантюрной
соседки инженера Воробьева Анны Павловны в фильме «Старики-разбойники» — в этой
ленте ее партнерами стали Юрий Никулин и Евгений Евстигнеев. Однако бешеная
популярность и любовь зрителей обрушились на ведущую актрису Театра Сатиры все
же в 1966 году, когда она примерила на себя образ модницы и светской дамы пани
Моники в «Кабачке "13 стульев"», по сути — первом ситкоме в Советском
Союзе. Завсегдатаи польского кафе встречались на протяжении 14 лет — именно
столько выходила юмористическая передача, придуманная Александром Белявским,
где, быть может, ярче всех выглядела модная, кокетливая, «заграничная» пани
Моника; она была такой восхитительной сплетницей, такой глуповатой и
одновременно такой хитроумной, что заставляла не только смеяться, но и
задумываться. На какое-то время этот образ даже затмил Аросеву-актрису —
поклонницы писали письма на имя пани и просили дать им поносить ее красивые
платья. Аросева относилась к этому с присущей ей юмором, потому что понимала,
какой эффект производили изысканные аксессуары — шляпки, сережки, сумочки — на
советских женщин.
Возможно,
на творческий путь и образ Аросевой действительно повлияли детские годы,
прожитые за границей. Но как бы то ни было, в ней удивительно органично сочетались
иностранный шарм и «наш» характер. В своей инаковости она походила на Андрея
Миронова и Людмилу Гурченко, обладавших какой-то несоветской энергетикой, а при
этом реакциями и чувствами своих очень «женских» персонажей была понятна и
близка каждому в своей стране.
Аросева
сыграла более 50 ролей в кино, к сожалению, в большинстве своем второстепенных.
Однако в данном случае слова, что не бывает маленьких ролей, стопроцентно
верны: ее персонажи, пусть и не центральные, всегда были ролями большой актрисы,
полюбившимися огромному числу зрителей. Она проявляла свои таланты в разных
областях, будучи очень деятельной — писала мемуары, выпускала кулинарные книги,
снималась в сериалах и озвучивала мультфильмы: ее голосом, например, говорит
госпожа Белладонна в мультиках о поросенке Фунтике.
И
все же, если оглянуться назад, на то, как достойно, непросто и вместе с тем
радостно прошла жизнь Ольги Аросевой, кажется, что личность актрисы оказалась
намного больше ее самых ярких ролей. Близкие друзья и коллеги всегда отмечали в
ней необыкновенный ум, остроумие (именно это она, кстати, особенно ценила в
людях) и молодость души. А еще Ольга Аросева считала, что жизнь без сердечных
привязанностей бессмысленна. Она пользовалась невероятным вниманием мужчин и
четыре раза была замужем. И хотя она говорила, что так и не встретила свою
истинную вторую половину, ей удалось другое — навсегда привязать к себе сердца
миллионов зрителей.
Татьяна Ершова
Комментариев нет:
Отправить комментарий