Н.Пимоненко.Святочное гадание,1888г. |
Накануне
Рождества, 24-го декабря, малороссиянка хлопочет о приготовлении
ужина. Канун Рождества называется «свят-вечер».
Кроме обычных кушаньев варит она ячменную или пшеничную кутью, т. е. кашу из
круп, приготовленных особенным образом, и «узвар» из сушеных плодов: вишен,
слив, груш, яблок. С первой звездой семейство собирается в хате, одевается
по-праздничному, приглашает родных, и начинается
торжественное накрытие стола.
Затеплив восковую свечу, в передний угол, на лавке под образами настилают сена, стараясь, чтобы в нем было как можно более желтых цветов бессмертника. При вынимании из печи «узвара» кто-нибудь из старших членов семейства берет хлопцов за "чуприни", чтобы куры были хохлатые. Перенося из печки два обрядных блюда, обыкновенно приговаривают: «щоб кутя на покуть, а узвар на базар» и ставят горшки в передний угол. Затем хозяин, выйдя на порог сеней или отворив окно, приглашает мороз на ужин: «морозе, морозе, іди до нас кyтю їсти, та не поморозь нашої гречки». После чего все садятся за стол и ужинают. Вместо десерта подается «узвар», а потом кутья, которую едят с медовою сытою.
Затеплив восковую свечу, в передний угол, на лавке под образами настилают сена, стараясь, чтобы в нем было как можно более желтых цветов бессмертника. При вынимании из печи «узвара» кто-нибудь из старших членов семейства берет хлопцов за "чуприни", чтобы куры были хохлатые. Перенося из печки два обрядных блюда, обыкновенно приговаривают: «щоб кутя на покуть, а узвар на базар» и ставят горшки в передний угол. Затем хозяин, выйдя на порог сеней или отворив окно, приглашает мороз на ужин: «морозе, морозе, іди до нас кyтю їсти, та не поморозь нашої гречки». После чего все садятся за стол и ужинают. Вместо десерта подается «узвар», а потом кутья, которую едят с медовою сытою.
В
день Рождества Христова вечером «колядують». Женщины, а преимущественно девушки
идут толпами по улицам; часто несут фонарь в виде месяца или звезды,
который освещен разноцветным огнем, с помощью крашеной бумаги, и вертится на
шесте. Девушки подходят к окнам изб, и поют песни: хозяину, сыну, хозяйке и дочери. Песен много, названье им – «колядки».
Декабря
31. На Меланки, т.е., в день св. Мелании, накануне нового года, каждая хозяйка
готовит пироги, колбасы, начиненные
гречневой кашей, и вареники. Этот вечер называется щедрым. Вечером
хозяйка поставит на стол все съестное, засветит свечу перед образами, накурит
ладаном и попросит мужа исполнить закон. Муж садится на покути, т.е., в углу
под образами; пред ним большая куча пирогов; зовут детей; они
входят, молятся и спрашивают: «деж наш батько?», не видя будто бы его за
пирогами. «Хіба ви мене не бачите?» — «Не бачимо, тату!» — «Дай-же, Боже, щоб і на той год не побачили!» Тут он раздает детям пироги. Между тем мальчики,
толпою, ходят по дворам и под окнами изб поют песни-«щедрівки».
Н. Трутовский. Масленица в Малороссии, 1888г. |
На масленицу женщины «волочат колодку», то
есть, идут по домам и привязывают «парубкам и девкам» небольшую колодку к ноге,
в наказание за то, что не вступили в брак в прошлый мясоед. Эту колодку можно
снять не иначе, как за некоторый выкуп; на собранные деньги пируют, и вместо
блинов московских подают вареники со сметаною, на масленице это главное блюдо. Масленица
проходит; в воскресенье перед великим постом все благочестивые христиане идут к
родным и соседям испрашивать прощения в обидах; а между тем, кто хочет узнать,
которые из знакомых ему женщин ведьмы, тот должен в это воскресенье взять кусок
сыру в холстинку и три ночи сряду держать его за губою во время сна; потом,
завязав его в рубаху, носить на себе через весь великий пост; в великую субботу
все ведьмы явятся к нему просить сыру; но он не должен давать, иначе сам
погибнет.
Наступает
пятидесятница. Эту неделю называют: зеленою, клечальною, русальною. Первый день
называется духовым, второй — тройциным, так празднует эти дни и церковь, хотя в
Великороссии празднуют наоборот. «До святого духа держись кожуха», – говорят
малороссияне, не вполне доверяя весеннему солнцу и теплу. Первые три дня этой
недели называются троицкими святками; в субботу перед духовым днем, при
захождении солнца, натыкают ветви дерев перед дверьми построек, ставят их
внутри домов по углам, посыпают полы и землю перед дверьми аиром, осокой и
другими травами; ветви называют «клечанье», а всю неделю «клечальною» и «зеленою».
Перед Ивановым днем хозяйки загоняют на ночь коров с
телятами для того, чтоб телята сосали маток, и тем лишали ведьм возможности их
доить. А на самый день Иванов змея медяница, которая слепа, получает зрение на
целые сутки, и тогда она необыкновенно опасна: бросаясь на человека, как
стрела, она может его насквозь пробить.
Саврасов. Ночь на Ивана-Купалу,1856 |
6
августа, в день Преображения Господня, т.е., на Спаса, дозревают яблоки и груши
«спасовки»; их срывают и несут в церковь для освящения, равно как и вновь
подрезанный кусками мед.
Около
этого времени оканчивается обыкновенно жатва ржи. В самый день окончания жатвы
бывает сельский праздник: «обжинки». Жницы ходят по ниве, собирают случайно
оставшиеся, не связанные в снопы стебли жита, поют песни и сплетают из жита
венок. Одна из девушек его надевает себе на голову по общему выбору, и потом
все толпой идут с песнями к панскому двору. Пан принимает венок, вешает его под
образами, а девушек угощает. Иногда обжинки празднуются большим обедом, бочкою
водки, посреди панского двора для всего села. Венок сохраняют до будущего года;
на другой год, около 6 Августа, из него выколачивают зерна и сеют на новом
поле.
В
праздник Воздвиженья (14 сентября) птицы начинают улетать, а гадюки уползать на
зиму в Вырай. Но не все змеи уползут, те, которые кого-нибудь укусили,
останутся мерзнуть в холодные осенние дни. Вырая, это дивная, теплая страна, далеко где-то у моря, одним
птицам и змеям населенная. Первая улетает туда и последняя прилетает оттуда – кукушка,
т.е. зозуля. На это есть причина очень важная: у кукушки сохраняются ключи
тамошние, она ключница Вырая. Змеи в Вырай лезут по деревьям, а потому на
Воздвиженье не должно не только детей пускать, но и взрослым ходить в лес. В
этот день весьма легко быть укушенным змеёю.
На
Варвары (4 декабря), говорят, зима ложится: «Варочка постеле, Савва погладит, а
Микола стукне». А между тем, «Варвара ночі вкрала, дня приточала»... В эти же
дни волки начинают бегать стаями, и разгонят их первые только выстрелы, которые
раздадутся при водоосвящении в день Богоявления Господня.
Саврасов , свадьба,1860г. |
Выезд
на свадьбу сопровождается рядом языческих обрядов, как-то: осыпаньем молодых
зерном и хмелем, целованием на пороге "дружек", несущих свечи, символическим
крестом нагайкой, который делает в дверях "дружко", несением впереди свадебного
поезда меча и свечи и т.д. Во время венчания над женихом держит венец старший
боярин, над невестой — старшая дружка. Затем приезд молодого за женой
сопровождается обычными выкупами входа к ней и места возле нее у ее брата. Въезд
новобрачных в дом жениха сопровождается рядом обрядов, очищающих от сглаза,
как-то: обрызгиваньем водой, проездом через костер и т.п. Весьма строго
соблюдается также обычай публично удостоверять невинность молодой, причем
чествуют ее родителей, а на доме выставляют красный флаг; в неблагоприятном же
случае родители невесты подвергаются жестоким насмешкам: им надевают на голову
хомут, заставляют вкатывать на крышу колесо или сани, кормят из битой посуды и
т.д, Свадебные пиршества заканчиваются обедами у близких родственников, которые
непременно дарят молодой скот, или какие-либо другие хозяйственные предметы.
В этой статье использовались материалы из следующих изданий:
-"Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян",
Н.Маркевич, 1860 (Киев, типография Давиденко);
- "Очерки Днепра", А.С. Афанасьев (Чужбинский),
1893;
- "Россия. Полное географическое описание нашего
отечества" под редакцией В.П.Семенова и под общим руководством
П.П.Семенова-Тян-Шанского и акад. В.И.Ламанского, т.7 (Издательство Девриена,
СПб);
- журнал "Всемирная Иллюстрация", №11, 1891, №№
20, 26, 1896.
Источниками иллюстраций, помимо названных изданий, картины художников того времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий