Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 11 января 2015 г.

ДЕДОСЛАВЛЬ - ДЕДИЛОВ

 
В ХІ веке из старого родового поселения возник древний   Дедославль (позже получивший название Дедилов) - укрепленный город и значительный ремесленный и торговый центр. Места эти были выгодно расположены – здесь проходил торговый путь из Крыма по водоразделу рек Дона и Днепра. Кочевники привозили предметы обихода, продукты животноводства, в обмен они получали продукты земледелия.  В ХІІІ вв. на земле вятичей возник ряд ремесленных городов – Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. Во 2-й половине 12 столетия  земли вятичей в результате междоусобной борьбы были поделены между суздальскими и черниговскими князьями. C развитием феодальных отношений племенные различия стираются, и с XІV века вятичи в летописях больше не упоминаются.
    Название основанного здесь города-крепости говорит о том, что  вятичи придавали ему огромное значение (город являлся языческим центром и святилищем).  Христианство на Руси, как известно, начало утверждаться в Х веке - до этого времени славяне были язычниками. (До конца 13 столетия вятичи сохранили многие языческие обряды и традиции, например кремация умерших и возведение над местом погребения небольших курганных насыпей). Языческое мировоззрение было тесно связанно с обожествлением сил природы. Перун – верховный бог и бог молнии; солнце называли Даждьбогом, подателем земных сил (отсюда люди – внуки Даждьбога); Стрибог-ветер, а Велес считался покровителем скота, Лель – бог любви, богиня Лада – покровительница брака и семьи. Древняя философия славян населяла природу живыми существами, и по иронии судьбы эти «полубоги» сохранились в народной памяти до нашего времени: в лесах живут лешие, в озерах и реках - водяные и русалки.                                                        
       Дедославль часто подвергался  нападениями и неоднократно был разоряем и сжигаем. Во время монголо-татарского нашествия Батыя город был полностью разрушен и с середины ХІІІ в. жизнь в этом краю не возобновлялась до ХVІ века, пока царь Иван Грозный не повелел здесь поставить крепость.
       Для Тульской земли ХVІ век был временем непрерывной утомительной войны с татарами. В 1554 году князь Жижемский выстроил город-крепость Дедилов, который  на долгое время становится одной из  передовых застав по защите земли русской.
 В отчете по переписи Дедилова (18 столетие), представленного дьяком Федором Ефимовым «Великому государю Царю и Великому князю Петру Олексеевичу Великая и Малая и Белая России самодержца…», записано: «Город Дедилов построен в давних летех  помятулов нет хто ево строил и каких чинов людми и в котором году строен в приказной избе ведомостей нет. Рублен в три стены лес дубовой во срубе полуаршинна. Башня  проезжая с передними воротами в ней три места двенадцати бойниц...» И далее подробно об устройстве  и состоянии всех крепостных сооружений; «припасов в казенном погребе»; местности, где расположена крепость; о церкви и дворах внутри крепости и в слободах; о жителях Дедилова и уезда.
      Край этот славился рудой издревле и жители Дедилова и его окрестностей добывали ее и плавили железо. В XVІ веке кустарный способ производства железа из бурого железняка (глыбовой руды) был широко распространен в Дедилове и Тульском крае: ручные горны  были во многих крестьянских подворьях. Выплавив железо,  сбывали его своим и Тульским кузнецам, которые изготовляли ножи, топоры и плужники; сабли и копья; самопалы и пищали. Из местного железа делали и гвозди, так необходимые для постройки крепостных сооружений. Царь понял всю выгодность оружейного промысла и стал его развивать в более спокойных местах под защитой больших крепостей Тулы и Коломны. Но руду по-прежнему  добывали дедиловские казаки. Заграничное (шведское) железо было дорого… Именно поэтому в середине 17 столетия дедиловская руда и полученное из нее железо имели огромный спрос. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий