
В
ХІ веке из старого родового
поселения возник древний Дедославль (позже получивший название Дедилов) - укрепленный город и
значительный ремесленный и торговый центр. Места эти были выгодно расположены –
здесь проходил торговый путь из Крыма по водоразделу рек Дона и Днепра.
Кочевники привозили предметы обихода, продукты животноводства, в обмен они
получали продукты земледелия. В ХІ-ХІІ вв. на земле вятичей возник ряд ремесленных
городов – Москва, Колтеск, Дедослав, Неринск и др. Во 2-й половине 12 столетия земли вятичей в результате междоусобной борьбы
были поделены между суздальскими и черниговскими князьями. C развитием феодальных отношений племенные
различия стираются, и с XІV века
вятичи в летописях больше не упоминаются.
Название основанного здесь города-крепости говорит о том, что вятичи придавали ему огромное значение (город являлся языческим центром и святилищем). Христианство на Руси, как известно, начало утверждаться в Х веке - до этого времени славяне были язычниками. (До конца 13 столетия вятичи сохранили многие языческие обряды и традиции, например кремация умерших и возведение над местом погребения небольших курганных насыпей). Языческое мировоззрение было тесно связанно с обожествлением сил природы. Перун – верховный бог и бог молнии; солнце называли Даждьбогом, подателем земных сил (отсюда люди – внуки Даждьбога); Стрибог-ветер, а Велес считался покровителем скота, Лель – бог любви, богиня Лада – покровительница брака и семьи. Древняя философия славян населяла природу живыми существами, и по иронии судьбы эти «полубоги» сохранились в народной памяти до нашего времени: в лесах живут лешие, в озерах и реках - водяные и русалки.
Название основанного здесь города-крепости говорит о том, что вятичи придавали ему огромное значение (город являлся языческим центром и святилищем). Христианство на Руси, как известно, начало утверждаться в Х веке - до этого времени славяне были язычниками. (До конца 13 столетия вятичи сохранили многие языческие обряды и традиции, например кремация умерших и возведение над местом погребения небольших курганных насыпей). Языческое мировоззрение было тесно связанно с обожествлением сил природы. Перун – верховный бог и бог молнии; солнце называли Даждьбогом, подателем земных сил (отсюда люди – внуки Даждьбога); Стрибог-ветер, а Велес считался покровителем скота, Лель – бог любви, богиня Лада – покровительница брака и семьи. Древняя философия славян населяла природу живыми существами, и по иронии судьбы эти «полубоги» сохранились в народной памяти до нашего времени: в лесах живут лешие, в озерах и реках - водяные и русалки.
Дедославль часто подвергался нападениями и неоднократно был разоряем и
сжигаем. Во время монголо-татарского нашествия Батыя город был полностью
разрушен и с середины ХІІІ в.
жизнь в этом краю не возобновлялась до ХVІ века, пока
царь Иван Грозный не повелел здесь поставить крепость.
Для Тульской земли ХVІ век был временем непрерывной утомительной войны с татарами. В 1554
году князь Жижемский выстроил город-крепость Дедилов, который на долгое время становится одной из передовых застав по защите земли русской.
В отчете по переписи Дедилова (18 столетие), представленного дьяком
Федором Ефимовым «Великому государю Царю и Великому князю Петру Олексеевичу
Великая и Малая и Белая России самодержца…», записано: «Город Дедилов
построен в давних летех помятулов нет
хто ево строил и каких чинов людми и в котором году строен в приказной избе
ведомостей нет. Рублен в три стены лес дубовой во срубе полуаршинна. Башня проезжая с передними воротами в ней три места
двенадцати бойниц...» И далее подробно об
устройстве и состоянии всех крепостных
сооружений; «припасов в казенном погребе»; местности, где расположена крепость;
о церкви и дворах внутри крепости и в слободах; о жителях Дедилова и уезда.
Край этот славился рудой издревле и
жители Дедилова и его окрестностей добывали ее и плавили железо. В XVІ веке
кустарный способ производства железа из бурого железняка (глыбовой руды) был
широко распространен в Дедилове и Тульском крае: ручные горны были во многих крестьянских подворьях. Выплавив
железо, сбывали его своим и Тульским
кузнецам, которые изготовляли ножи, топоры и плужники; сабли и копья; самопалы
и пищали. Из местного железа делали и гвозди, так необходимые для постройки
крепостных сооружений. Царь понял всю выгодность оружейного промысла и стал его
развивать в более спокойных местах под защитой больших крепостей Тулы и Коломны.
Но руду по-прежнему добывали дедиловские
казаки. Заграничное (шведское) железо было
дорого… Именно поэтому в середине 17 столетия дедиловская руда и полученное из
нее железо имели огромный спрос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий