Качественные
изменения в отечественном книжном деле привели к существенным переменам во
внешнем облике книги. Издания, предназначенные не для избранных слоев
дворянства, а для разночинной интеллигенции, которая в конце XIX века
пополнилась читателями из рабочей и крестьянской среды, отвечали новым
утилитарным требованиям по объему, качеству и цене. По большей части книги
выпускались компактные, с большим полем набора, с убористым, хотя и скучным
шрифтом.
Важную
роль в формировании книги второй половине XIX века играли издатели,
стремившиеся выпускать книги, которые с их точки зрения, имели определенную
культурную ценность.
Русская
книга искала новые методы и виды оформления, и в этом плане можно указать на книгу
"Жертва морали" Тарновского (Москва, 1871 г., фотолитография
Леонтьева), где иллюстрации были отпечатаны литографским способом с камня, на
который был нанесен набор той страницы, где помещены иллюстрации. Это почти
единственный пример книги, где рядом с листом типографской печати оказывается
лист, в котором полностью и шрифт и рисунок выполнены в технике литографии.
В
переплете своего времени с потертым кожаным корешком. На форзаце наклеены два
экслибриса: «Левкий Жевержеев» и «Из книг А. А. Сидорова». На верхнем поле тит.
листа надпись чернилами «М. Коблинской».
Прим. Книга в
разное время находилась в двух знаменитых коллекциях – мецената и деятеля
культуры Л. И. Жевержеева и известного искусствоведа и историка книги А. А.
Сидорова.
История
книги)
Жевержеев
Левкий Иванович (1881-1942) - фабрикант, библиофил, критик, искусствовед,
коллекционер, меценат, председатель петербургского общества художников «Союз
молодежи». Знаток искусства; близкий
знакомый Бакста, Хлебникова, Маяковского, Крученых, Татлина, Малевича,
Филонова. Спонсор уникальных спектаклей
"Победа над солнцем" и "Владимир Маяковский";
художественный руководитель Эрмитажного театра. Коллекционер, собрание которго
стало основой Театрального музея в Петербурге.
Жевержеева называли петербургским чудаком.
Чудачество видели в парадоксальности и уникальности его положения. С одной
стороны, он был достопочтенным и успешным бизнесменом, владельцем магазина
золотой и серебряной церковной утвари и парчовой фабрики, которая одевала
Императорский Двор и представителей церкви всей России, а с другой - Жевержеев
отдавал свои симпатии маленькой группе энтузиастов всеми осмеиваемого нового
искусства.
Сидоров
Алексей Алексеевич (1891-1978) – русский ученый-искусствовед, библиофил и
коллекционер. Преподавал в МГУ и
Московском полиграфическом институте. Работал в ГМИИ им. Пушкина. Свою
богатейшую коллекцию русской и зарубежной графики принес в дар государству.
Основные исследования Сидорова,
посвящены, главным образом, рисунку и
искусству книги. Не удивительно, почему в его библиотеке оказалось это
уникальное издание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий